Борьба с рассеянностью
Страница 1

Психология » Развитие внимания у детей » Борьба с рассеянностью

Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что сейчас делается дома. Другого рода рассеянность характеризуется тем, что учащийся очень вял и не на чем не может сосредоточиться. Наконец у школьника может быть чрезмерная и поверхностная подвижность внимания, перебрасывающаяся с одного предмета на другой. Первый вид рассеянности физиологически означает наличие в коре очагов возбуждения, не связанных с учением, второе – отсутствие сколько-либо сильных очагов возбуждения, третий – их неустойчивость.

Если проявляется рассеянность первого вида, то задача учителя – отвлечь внимание ученика от постороннего; причина рассеянности второго вида может быть в скучном преподавании, в недостатке активных методов обучения, а также в болезненном состоянии учащихся; при третьем виде рассеянности надо организовать активность 0 побуждать ученика быть на уроке более вдумчивым и серьезным.

Необходимо, прежде всего, устранить внешние причины, могущие вызвать рассеянность учеников. К таким причинам относятся: недостаточно свежий воздух в помещении, слишком высокая или слишком низкая температура в классе, шум, доносящийся с улицы или из коридора, наличие в классе излишних, не имеющих отношения к уроку и притом новых для учеников экспонатов. Все эти неблагоприятные условия требуют излишнего напряжения для поддержания устойчивого внимания на уроке. В отдельных случаях приходится с ними мириться, но это должно быть не правилом, а исключением.

Большое значение для предупреждения рассеянности имеет четкое начало урока при полной дисциплинированности учащихся. Еще Каменский учил, что следует «говорить только для слушающих, обучать только при наличии внимания учащихся». Плохое начало урока (например, вялое, или слишком напряженное) отвлекает внимание учащихся, и тогда трудно бывает восстановить его и обеспечить активность учащихся на уроке.

Менее проявляется рассеянность у учащихся, если им известна цель урока. Поэтому полезно в начале объяснения материала учителю сформулировать тему и дать краткий план работы. Хорошо, если в результате объяснения нового материала или проводимых на уроке упражнений и лабораторных занятий учащиеся получают ответ на предварительно поставленные перед ними вопросы. [5, с. 237]

Слабая дисциплина в классе – постоянный повод к рассеянности. Чуткий, владеющий своим классом учитель сочетает общие меры по поддержанию дисциплины в классе с наблюдением за нарушением дисциплины отдельными учащимися. К общим мерам относятся: интересное и содержательное построение урока, привлекающее внимание детей, правильный тонус урока (без вялости и чрезмерного напряжения), вовлечение учащихся в активную работу на уроке, выявление зачинщиков нарушения дисциплины.

Экспериментальными исследованиями доказано, что для поддержания внимания имеет значение темп учебной работы, в том числе и темп чтения. Замедленный темп рассевает внимание, понижает активность учащихся, затормаживает образование временных связей. Но не следует так ускорять темп чтения, что у учащихся не оказывается в распоряжении времени, необходимого для образования связей (осмысливание читаемого текста). Когда для чтения учащимися пяти экспериментальных групп предлагался различный темп (от 2 до 10 минут), наибольшее количество мыслей было воспроизведено при темпе в 6 минут, когда этот темп замедлялся до 10 минут, то результаты чтения были хуже, чем даже при чтении самым быстрым темпом (исследования М.Н. Шардакова). Несомненно, что внимание в этих экспериментах было весьма существенным фактом воспроизведения мыслей в прочитанном материале, и поэтому варианты темпа оказывают влияние в первую очередь на внимание испытуемых, а затем на память.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Характеристика выборки
В исследовании принимали участие 16 учителей среднеобразовательных школ: СОШ №44, СОШ №35, СОШ №36 . Из них 8 молодых специалистов (24-35 лет), 7 педагогов старшего поколения (45-55 лет) и 1 учитель пенсионного возраста (62 года). ...

Характер и темперамент
Какова связь темперамента с характером? Характер че­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованно ...

Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")
"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бескон ...