Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте
Страница 2

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте

других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я».

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

В конце подросткового возраста на границе с ранней юностью (15 - 17 лет), представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т. е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В подростковом возрасте развивается конвенциональная мораль, при которой у ребёнка ещё нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.

Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обуславливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности - учебной[24].

Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти своё место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически “покидает” её. И настоящая его жизнь, его интересы оказываются за её стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.

Социальная ситуация развития представляет собой неповторимую систему отношений между ребёнком и средой. Перестройка социальной ситуации развития представляет, по мнению Л.С. Выготского, главное содержание критических возрастов и он ставит задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдвигов в социальном бытии подростка и изменений в его сознании и структуре личности. Перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений ребёнка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей[25].

Претензии подростка на новые права распространяются на всю сферу отношений со взрослыми, что отчётливо обнаруживается в причинах конфликтов со взрослыми и в обидах подростков. Он всячески протестует, когда его “как маленького” опекают, направляют, контролируют, наказывают, требуют послушания, не считаются с его желаниями, интересами, подчиняют установленному режиму, т.е. когда в отношении взрослых к подростку реализуются специфические нормы и способы их поведения именно как с детьми (согласно их социальному и правовому положению в мире взрослых). Такой тип отношений становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение своей личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности в разных направлениях, т. е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого подросток хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не о ребёнке и потребности в признании его взрослости окружающими возникает совершенно иная проблема - проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Медиана
Медианой называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам. Справа и слева от медианы в упорядоченном ряду остается по одинаковому количеству признаков. Например, для выборки 2, 3, 4, 4, 5, 6, 8, 7, 9 медианой будет значение 5, так как слева и справа от него остается по четыре показателя. Если ряд включает в себя четное число приз ...

Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния. Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не ...

Мотивация в работах отечественных ученых
В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как ...