Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте
Страница 2

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте

других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я».

Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

В конце подросткового возраста на границе с ранней юностью (15 - 17 лет), представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т. е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В подростковом возрасте развивается конвенциональная мораль, при которой у ребёнка ещё нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.

Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обуславливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности - учебной[24].

Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти своё место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически “покидает” её. И настоящая его жизнь, его интересы оказываются за её стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.

Социальная ситуация развития представляет собой неповторимую систему отношений между ребёнком и средой. Перестройка социальной ситуации развития представляет, по мнению Л.С. Выготского, главное содержание критических возрастов и он ставит задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдвигов в социальном бытии подростка и изменений в его сознании и структуре личности. Перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений ребёнка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей[25].

Претензии подростка на новые права распространяются на всю сферу отношений со взрослыми, что отчётливо обнаруживается в причинах конфликтов со взрослыми и в обидах подростков. Он всячески протестует, когда его “как маленького” опекают, направляют, контролируют, наказывают, требуют послушания, не считаются с его желаниями, интересами, подчиняют установленному режиму, т.е. когда в отношении взрослых к подростку реализуются специфические нормы и способы их поведения именно как с детьми (согласно их социальному и правовому положению в мире взрослых). Такой тип отношений становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение своей личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности в разных направлениях, т. е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого подросток хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не о ребёнке и потребности в признании его взрослости окружающими возникает совершенно иная проблема - проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Особенности воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Общие принципы воспитательной работы по формированию личностных качеств воинов внутренних войск
Работа офицера-воспитателя в частях и подразделениях должна строиться с учетом специфики возложенных на них задач. Исходя из перечня задач, изложенного в законодательных актах РФ и относящихся к компетенции внутренних войск [5, 6] можно предложить следующее условное группирование методик работы с личным составом по принципу возложенных на него задач: 1. Группа методик для военнослужащих карауль ...

История возникновения психолого-педагогической коррекции
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). ...

Исследования психологической совместимости
Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (псих ...