Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального
поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростковСтраница 1
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий, методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневого и целе- и разнонаправленного взаимодействия со средой.
Во-первых, предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть организовано через деятельность, причём с учётом ведущей для данного возраста, личностно-значимой, ценной, положительной деятельности.
Во-вторых, предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций должно быть поэтапным и включать все уровни формирования ценностных ориентаций.
В-третьих, для укрепления комплекса ценностных ориентаций, не противоречащих нормам поведения в обществе, и для предупреждения асоциального поведения должна быть сформирована положительная установка на коррекцию либо установка на переформирование асоциальных ценностных ориентаций личности.
В-четвертых, для решения проблемы необходим комплекс технологий, так как причины, вызывающие асоциальное поведение, действуют не единичным образом, а образуют единый фронт воздействия на подростка, и возникающие вследствие этого установки асоциального характера, взаимодействуя между собой, начинают трансформироваться в более сложное образование – устойчивое асоциальное поведение. В личности подростка может находиться целый комплекс разных видов и степеней развития асоциальных установок и характера поведения, что затрудняет процесс перевоспитания, поскольку приходится исправлять сразу несколько отрицательных качеств.
Проведённый анализ позволяет нам высказать предположение, что предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установки личности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка, исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентов технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность внешних обстоятельств образовательного и воспитательного процесса и внутренних особенностей, от наличия которых зависит предупреждение и преодоление асоциального поведения и результатом которых является сформированные ценностные ориентации. То есть понятие включает в себя следующие компоненты: опосредованное влияние и самокоррекция, самовоспитание.
Первое педагогическое условие – ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию нравственных ценностей личности, как характеризуются ценностные отношения, сочетания этих ценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., можно определить уровень развития нравственных ценностей, а также, как следствие, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей для него предпочтительны. Содержательная сторона и иерархическая структура ценностных ориентаций показывает не только уровень сформированности нравственных ценностей, но и то, в какой степени, выявленные нравственные ценности учащихся, соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.
Другое по теме:
Введение.
Актуальность темы
. Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, и ...
Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для х ...
Высокий
6
12,4
-6,4
40,96
3,3
Суммы
31
31
0
c =11,2
В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способ ...