Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального
поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростковСтраница 2
В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», понять уровень сформированности нравственных ценностей, а с другой - оценить умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
Анализ данных ведётся в строгом соответствии с процессуальной моделью предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, т.е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ценностных ориентаций, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. Таким образом, по степени сформированности психологического механизма можно выделить три основные группы подростков:
1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентаций;
2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.
Как показывает практика, в процессе формирования нравственного сознания подростков для предупреждения и преодоления их асоциального поведения ориентация должна быть направлена: на нравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией, имеющей общественную значимость, на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социуме форм поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик подростка, основывающийся на нравственном идеале, выступающий как цель образования личности.
Исходя из синергетики, разработка методики реализации формирования и коррекции нравственных ценностей основывается на неравновесности как личности подростка, так и самого процесса его развития и предусматривает:
- в познавательной деятельности – столкновение мнений, выяснение трудностей при решении конкретных образовательных задач;
- постановку подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;
- оценку положительных и негативных сторон не только личности подростка, но и социальных явлений;
- формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам и общественным явлениям;
- организация личностно-значимой общественно ценной деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности;
Другое по теме:
Этические аспекты начала психотерапии
Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с за ...
Тест "Линеограмма"
Инструкция.
Возьмите карандаш правой рукой и проведите им по правой горизонтальной линии эталона от одного ее конца до другого (направление движения указано стрелками на чертеже). Делайте движения вперед и назад, не отрывая карандаша. После трех полных движений перед вашими глазами будет поставлен экран. Однако, не отрывая карандаша, продолжайте ранее начатые графические движения. Закончите их, ...
Спорт как вид деятельности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Деятельность - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовлетворяющего некоторую потребность. Это взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого объект приобретает субъективную форму образов, ориентирующих на е ...


