Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Страница 2

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков

В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», понять уровень сформированности нравственных ценностей, а с другой - оценить умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

Анализ данных ведётся в строгом соответствии с процессуальной моделью предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, т.е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ценностных ориентаций, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. Таким образом, по степени сформированности психологического механизма можно выделить три основные группы подростков:

1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентаций;

2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;

3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Как показывает практика, в процессе формирования нравственного сознания подростков для предупреждения и преодоления их асоциального поведения ориентация должна быть направлена: на нравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией, имеющей общественную значимость, на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социуме форм поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик подростка, основывающийся на нравственном идеале, выступающий как цель образования личности.

Исходя из синергетики, разработка методики реализации формирования и коррекции нравственных ценностей основывается на неравновесности как личности подростка, так и самого процесса его развития и предусматривает:

- в познавательной деятельности – столкновение мнений, выяснение трудностей при решении конкретных образовательных задач;

- постановку подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;

- оценку положительных и негативных сторон не только личности подростка, но и социальных явлений;

- формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам и общественным явлениям;

- организация личностно-значимой общественно ценной деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные. 2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность). 3. Классификаци ...

Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонением
СП занимается изучением того, каким образом ведёт себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях. Те особенности, которые проявляет этот процесс в сравнении с его же параметрами в норме, и обозначаются как специфические. Они делятся на два класса – модально специфические и модально неспецифические. К первому относятся характеристики, свойственные определенной гр ...

Выводы и рекомендации
Проведённое нами исследование готовности к школьному обучению гиперактивных детей, позволило сформировать следующие выводы: 1. Гипотеза нашего исследования о более низком уровне готовности к школе гиперактивных детей не подтвердилась. Гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на форм ...