Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза

Личность – относительно устойчивая система соц. Значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Л. Представляет собой одно из наиболее сложных психол. образований с точки зрения структуры, генеза и функционирования. А.Н. Леонтьев характеризовал Л. Как системное и сверхчувственное качество, носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условие и предпосылки формирования Л. Человека, не предопределяя всецело ее сущности. Л. – особый способ существования человека в обществе как представителя определенной группы. Осн. Целевое предназначение Л. Состоит в саморегуляции соц. Поведения человека относительно других индивидуумов. Поступок – сознате6льное действе нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим и к саму себе. именно поступок раскрывает сущность Л., ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека. Л. Представляет собой исключительно социокультурное образование, это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в общественные отношения позволяет человеку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование Л. Принципиально невозможно. В спец. Психологии развернулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования Л., и если может, то каковы механизмы этого влияния. 3 позиции: 1.состоит в отрицании какого бы то ни было негативного влияния ядерного расстройства на процесс становления Л. Особого ребенка, представители ссылались на соц. Характер, отрицая роль биологического фактора. 2. отстаивают идею о дифференцированном влиянии осн. Патогенного фактора, т.е. одни стороны развивающейся Л. Подвержены негативному воздействию первичной патологии в большей степени, чем другие. Также существуют определенные структурные компоненты Л., характеризующиеся особой чувствительностью в этом отношении. 3.считают, что развитие Л. В целом должно с неизбежностью испытывать на себе негативные влияния осн. Нарушения. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на остальных. Осн. Содержание проблемы состоит в раскрытии механизма влияния исходного нарушения на процесс формирования Л., роли и значения многочисленных опосредованных факторов, действующих каждый раз по разному, в зависимости от характера нарушений, его выраженности и длительности. Патогенное воздействие многочисленных нарушений на процесс формирования Л. Описывается через выделение весьма схожих отрицательных черт характера. Встречаются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с доминированием мотива избегания неудачи

Другое по теме:

Развитие форм общения. Понимание речи и возникновение первых слов
Необходимость связи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого. Эмоциональные реакции на взрослого развиваются у ребенка в тех отношениях: во-первых, из "местной" реакции в виде улыбки они становятся выражением полной "радости"% ребенок как бы всем телом тянется ...

Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оценить степень эффективности предложенной системы ...

Исследование типа личности ролевика. Программа исследования. Карл Густав Юнг: аналитическая психология
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: & ...