Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза

Личность – относительно устойчивая система соц. Значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Л. Представляет собой одно из наиболее сложных психол. образований с точки зрения структуры, генеза и функционирования. А.Н. Леонтьев характеризовал Л. Как системное и сверхчувственное качество, носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условие и предпосылки формирования Л. Человека, не предопределяя всецело ее сущности. Л. – особый способ существования человека в обществе как представителя определенной группы. Осн. Целевое предназначение Л. Состоит в саморегуляции соц. Поведения человека относительно других индивидуумов. Поступок – сознате6льное действе нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другим и к саму себе. именно поступок раскрывает сущность Л., ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека. Л. Представляет собой исключительно социокультурное образование, это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в общественные отношения позволяет человеку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование Л. Принципиально невозможно. В спец. Психологии развернулась весьма бурная дискуссия о том, может или не может первичное нарушение оказывать негативное влияние на ход формирования Л., и если может, то каковы механизмы этого влияния. 3 позиции: 1.состоит в отрицании какого бы то ни было негативного влияния ядерного расстройства на процесс становления Л. Особого ребенка, представители ссылались на соц. Характер, отрицая роль биологического фактора. 2. отстаивают идею о дифференцированном влиянии осн. Патогенного фактора, т.е. одни стороны развивающейся Л. Подвержены негативному воздействию первичной патологии в большей степени, чем другие. Также существуют определенные структурные компоненты Л., характеризующиеся особой чувствительностью в этом отношении. 3.считают, что развитие Л. В целом должно с неизбежностью испытывать на себе негативные влияния осн. Нарушения. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на остальных. Осн. Содержание проблемы состоит в раскрытии механизма влияния исходного нарушения на процесс формирования Л., роли и значения многочисленных опосредованных факторов, действующих каждый раз по разному, в зависимости от характера нарушений, его выраженности и длительности. Патогенное воздействие многочисленных нарушений на процесс формирования Л. Описывается через выделение весьма схожих отрицательных черт характера. Встречаются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с доминированием мотива избегания неудачи

Другое по теме:

Российская психология в новых условиях: деидеологизация науки
Ни в одной стране за пределами так называемого социалистического лагеря развитие науки не находилось в такой зависимости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государствах, подверженных влиянию большевистской идеологии. В первую очередь это относится к России. Понятно, что те изменения в экономике и политике, которые произошли в новых условиях, существенно сказались н ...

Классификация видов и средств агрессивного поведения
Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое ...

Анкетирование
Проведение анкетирования, выявило, что: 1. Исследуемая группа состоит из молодых людей в возрасте от 15 до 33 лет, преимущественно студентов и учащихся техникумов, а также работающих и школьников. 2. С возрастом анкетируемых в группе повышается и стаж участия в РД, что свидетельствует, о том, что приток нового народа в движение идет за счет школьников и учащихся в возрасте до 20 лет. В дальней ...