Деньги как объект психологических исследований

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].

В психологии деньги рассматриваются как мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых и иррациональных коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх [35].

Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений [50]:

­ базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

­ сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

­ повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;

­ психические расстройства, связанные с деньгами;

­ специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;

­ проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

­ правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

­ деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;

­ изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

Другое по теме:

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовоспри ...

Анализ и интерпретация результатов
Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов была достигнута нами с помощью использования метода системного и качественного анализа данных, метода корреляционного анализа, математико-статистических методов. Нами был применён математико-статистический коэффициент корреляции информационных данных Пирсона/Стьюдента, позволяющий выявить статистическую значимос ...

Особенности развития гиперактивных детей
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о сво ...