Деньги как объект психологических исследований

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].

В психологии деньги рассматриваются как мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых и иррациональных коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх [35].

Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений [50]:

­ базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

­ сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

­ повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;

­ психические расстройства, связанные с деньгами;

­ специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;

­ проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

­ правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

­ деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;

­ изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

Другое по теме:

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...

Семья
Ø Понятие «семья» Семья – это сложное социальное образование, основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющее воспроизводство населения и преемственность семейных поколений. Ø Виды семьи Есть много классификаций семей, рассмотрим несколько из них: I. Моногамная (брачная пара – муж и жена) и пол ...

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...