Проблема межличностных конфликтов в психологии. Сущность межличностных конфликтов

Проявление эмоций в конфликте » Проблема межличностных конфликтов в психологии. Сущность межличностных конфликтов

Тип межличностного конфликта, в противовес внутриличностному, организационному, межгрупповому, межнациональному, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами, позициями, интересами, целями и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Межличностные конфликты можно рассматривать как нарушение нормальных взаимоотношений и взаимодействий между людьми. Индикаторами таких нарушений выступают, прежде всего, негативные переживания личности в ситуации межличностного конфликта. Ф.Е.Василюк характеризуя конфликт, как критическую ситуацию, утверждает, что субъективно конфликт переживается как «невозможность», в которой оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность же эта, в свою очередь определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности».[1] Таким образом, Ф.Е. Василюк утверждает, что в основе субъективного переживания конфликта лежит противоречие между привычными для субъекта способами поведения и создавшейся ситуацией, в том числе и внешней. Кроме того, эта цитата выражает еще одно возможное понимание конфликта – через фрустрированные потребности. По своей сути конфликт является фрустрирующей ситуацией, в нем можно выделить фрустратор-причину, вызывающую конфликт и идентифицировать фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается негативными эмоциями, так же атипичным поведением: регрессией, агрессией, активизацией других защитных механизмов, эмоционально-физиологической стрессовой реакцией. Проективная сущность конфликта выражается в том, что в сферу внешнего взаимодействия может выноситься внутриличностный конфликт, а таковые есть у всех.

Нельзя не отметить стрессогенную сторону межличностного конфликта. Под стрессом понимается неспецифический ответ организма на действие стрессора, заключающийся не столько в эмоционально-чувственном реагировании, сколько в достаточно ярких физиологических реакциях и отличающемся от обычного поведении. «Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения».[2]

В любом конфликте можно выделить не только деструктивное и конструктивное зерно. Это означает, что последствия переживания конфликтов могут сделать человека опытнее, сильнее, а преодоленные, разрешенные им в конфликтном процессе проблемы перед ним больше не встанут. По большому счету, межличностные конфликты перестраивают «устаревшие» отношения.

Другое по теме:

Рекомендации по ведению диалога с клиентом
1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему и как задается данный вопрос или обсуждается данная тема в ходе беседы. Если с клиентом установлен контакт, многие вещи воспринимаются буквально с полуслова. К примеру, явно неудачным будет следующее обращение: "В начале беседы вы говорили о том, что ваша жена, с вашей точки зрения, излишне много времени тратит на посещения различных кос ...

Заключение.
Музыка – это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной курсовой просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит и ...

Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке
Анализ многочисленных научных исследований и направлений показал, что в настоящее время в науке существует довольно большое количество теорий игры, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нам важно выделить те схожие теоретические направления, которые помогут нам в нашей работе более детально рассмотреть понятие и сущность сюжетно-ролевой игры и ее взаимосвязь с развитием личности ре ...