Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших
школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое
исследование психологической готовности учащихся 4В клаСтраница 1
Для диагностики использована авторская методика Т.Н.Князевой[9].
Обобщая основные характеристики психического развития ребенка к концу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что структура психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя как системообразующий компонент сферу субъективной активности ребенка, представляющую собой интегративное образование. Это сплав личностно значимых для него стремлений к "присвоению" учебной деятельности (субъективная часть готовности), а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности (объективные показатели зоны актуального и ближайшего развития высших психических функций).
Таким образом, структура психологической готовности психологической готовности ребенка к обучению в основной школе включает следующие компоненты:
· интегративно-личностный;
· мотивационный;
· ориентировочный;
· интеллектуальный;
· регулирующий;
· социальный.
Каждый из названных компонентов готовности имеет ряд показателей, определяющих степень его сформированности (уровень развития).
Мотивационный компонен психологической готовности – один из важнейших в этой структуре. Как и на первой ступени обучения, при переходе в основную школу его главное содержание – специфика отношения ребенка к учебной деятельности.
Для определения мотивационной готовности при переходе ученика в основную школу важны такие показатели, как:
- отношение ребенка к реально выполняемой учебной деятельности (на данном этапе обучения);
- отношение к перспективной (предстоящей) ситуации деятельности, ожидания, связанные с ней.
Это сопоставление помогает увидеть не только конкретно-ситуативные особенности детских отношений и переживаний по поводу учебной деятельности, но и выявить нереализованные мотивационно-потребностные ожидания ребенка, связанные с ней.
Ориентировочный компонент психологической готовности определяется важнейшими деятельностными характеристиками, свидетельствующими о выходе ребенка на уровень рефлексивных действий при решении учебных задач. Эти характеристики таковы:
- способность ребенка к целеполаганию (постановке и осмыслению учебной задачи);
- умение планировать предстоящую деятельность (по решению этой задачи).
Формирование в младшем школьном возрасте таких учебных действий, как целеполагание и планирование, характеризует новый уровень освоения учебной деятельности, свидетельствует об осознанном представлении и отношении ребенка к ней.
Интеллектуальный компонент психологической готовности. К предподростковому возрасту из всех познавательных психических процессов мышления, по мнению Л.С.Выготского, выдвигается в центр сознательной деятельности.
Главные показатели интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в основной школе следующие:
- владение ребенком знаниями на уровне конкретных научных понятий, а также способами оперирования этими знаниями с помощью приемов логического мышления при решении учебных задач;
- способность к логическому построению речевого высказывания на уровне вербализации учебных действий.
Регулирующий компонент психологической готовности представлен учебными действиями, которые, по выражению Д.Б. Эльконина (1989), характеризуют всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Это действия контроля и оценки.
От полноценности формирования вышеперечисленных учебных действий зависит развитие рефлексии, поэтому в качестве важнейших показателей регулирующего компонента готовности ребенка к новому этапу обучения можно выделить:
- владение действиями самоконтроля;
- действия самооценки.
Социальный компонент психологической готовности Опыт общения школьника с учителями и сверстниками в процессе учебной деятельности открывает ему новые перспективы взаимодействия в более широком социуме при переходе в основную школу. Коллективный характер учебной деятельности требует от ребенка соответствия определенным социальным требованиям. Их неприятие или неготовность к ним может повлиять на весь процесс обучения в новых условиях.
Поэтому в качестве важных показателей социальной готовности к новому этапу и новым условиям обучения можно считать:
- наличие у ребенка навыков учебно-социального взаимодействия (для решения учебно-познавательных задач);
Другое по теме:
Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
1. любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
2. «смысловые» поля у разных людей разные;
3. зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капу ...
Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...
Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода
Известно, что появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.Последствия разводов — это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострен ...