Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших
школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое
исследование психологической готовности учащихся 4В клаСтраница 2
- степень значимости для учащегося школьного социума в системе (иерархии) его социальных ценностей, принятие (непринятие) им норм и правил этого социума.
Центральным и связующим аспектом психологической готовности ребенка к обучению в основной школе, как было сказано ранее, выступает интегративно-личностный компонент, характеризующий сферу субъективной активности ребенка, направленность на освоение различных сторон учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в основной школе – это интегративное (личностно-интеллектуально-деятельностное) психическое образование, являющееся новообразованием младшего школьного возраста и представляющее собой совокупность качеств учащегося, необходимых и достаточных для успешного включения его в социально-психологическую ситуацию учебной деятельности при переходе из начальной в основную школу.
В октябре 2010 года была проведена диагностика психологической готовности учащихся 4В класса МОУ "СОШ№3" к переходу в среднее звено. Результаты приведены в таблице (Приложение 2).
Общие уровни сформированности компонентов психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.
I уровень
Целеполагание и планирование выполняемого задания ребенок производит верно. В ходе его выполнения использует все необходимые логические операции. Учебная задача решена верно. Обоснование хода решения логично (в пределах возраста) и последовательно.
В процессе выполнения задания могут быть допущены единичные ошибки, не касающиеся содержания. Самоконтроль в плане его эффективности и осознанности имеет высокий уровень (более 80% ошибок в предлагаемом задании найдены и классифицированы). Самооценка, как правило, адекватная, хотя может иметь тенденцию к завышению или занижению.
На протяжении выполнения задания заметен интерес ребенка к нему, стремление к самостоятельному поиску решения. Общий уровень самостоятельности и активности при выполнении задания высокий. Отмечаются обращения за помощью с целью более точного осознания содержания задания. Субъективность при выполнении деятельности проявляется ярко. Перспектива учебной деятельности рассматривается положительно, хотя могут присутствовать элементы тревожности по отношению к предстоящей ситуации обучения. Социальная направленность положительная. Сотрудничество со сверстником для решения учебной задачи воспринимается с интересом. Нормы и правила поведения в школе принимает и старается их соблюдать.
Суммарная оценка 0-11 баллов.
Сумма баллов определяется по тем показателям ПГ, которые демонстрирует ребёнок в ходе выполнения экспериментальных заданий. Показатели построены в такой системе, что чем большую готовность по тому или иному критерию проявляет ребенок, тем меньше у него баллов. Соответственно, чем меньше выражен тот или иной показатель готовности, тем больше баллов.
II уровень
Один из ориентировочных этапов (целеполагание или планирование), как правило, выполнен неверно или неполностью. В ходе выполнения задания могут быть использованы не все необходимые логические операции, чаще затруднения касаются обобщения и классификации. Ход решения обосновывается не полностью, логика и (или) последовательность изложения могут быть частично нарушены. В ходе решения отмечаются единичные ошибки, которые в основном исправляются. Итоговый самоконтроль, как правило, высокий, хотя уровень осознанности (классификации) при исправлении ошибок ниже, чем его эффективность (поиск). Самооценка может варьироваться.
Интерес к заданию обычно присутствует, хотя более выражен в начале его выполнения и часто связан с содержанием задания. Присутствует стремление к самостоятельному поиску способа решения, но при этом оно может сопровождаться неуверенностью в себе, в достижении необходимого результата. В случае затруднения обращается за помощью к сверстнику или взрослому. Восприимчивость к помощи высокая. Степень самостоятельности и активности при выполнении задания зависит от уровня его новизны и сложности: чем больше знаком его тип, тем выше субъектность ребенка. В ситуации новизны задания ощущаются неуверенность и тревожность. Перспектива учебной деятельности, как правило, рассматривается положительно, хотя здесь также могут присутствовать элементы тревожности и неуверенности в себе. Социальная направленность в целом положительная, сотрудничество со сверстником для решения учебной задачи воспринимается с интересом.
Другое по теме:
Ричард Шведер: Интенциональные миры
Центральным понятие теории Шведера является понятие интенциональности как основной характеристике опытно переживаемой нами реальности. Слово “intentional” может быть переведено как “сконструированный”, “вымышленный”, следовательно “интенциональный мир” - “вымышленный мир” или “сконструированный мир” - сконструированный посредством культуры, вымышленный на основании тех или иных культурных паради ...
Логический барьер
Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.
Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детск ...
Конфликты в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[5]
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее чл ...