Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших
школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое
исследование психологической готовности учащихся 4В клаСтраница 2
- степень значимости для учащегося школьного социума в системе (иерархии) его социальных ценностей, принятие (непринятие) им норм и правил этого социума.
Центральным и связующим аспектом психологической готовности ребенка к обучению в основной школе, как было сказано ранее, выступает интегративно-личностный компонент, характеризующий сферу субъективной активности ребенка, направленность на освоение различных сторон учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в основной школе – это интегративное (личностно-интеллектуально-деятельностное) психическое образование, являющееся новообразованием младшего школьного возраста и представляющее собой совокупность качеств учащегося, необходимых и достаточных для успешного включения его в социально-психологическую ситуацию учебной деятельности при переходе из начальной в основную школу.
В октябре 2010 года была проведена диагностика психологической готовности учащихся 4В класса МОУ "СОШ№3" к переходу в среднее звено. Результаты приведены в таблице (Приложение 2).
Общие уровни сформированности компонентов психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.
I уровень
Целеполагание и планирование выполняемого задания ребенок производит верно. В ходе его выполнения использует все необходимые логические операции. Учебная задача решена верно. Обоснование хода решения логично (в пределах возраста) и последовательно.
В процессе выполнения задания могут быть допущены единичные ошибки, не касающиеся содержания. Самоконтроль в плане его эффективности и осознанности имеет высокий уровень (более 80% ошибок в предлагаемом задании найдены и классифицированы). Самооценка, как правило, адекватная, хотя может иметь тенденцию к завышению или занижению.
На протяжении выполнения задания заметен интерес ребенка к нему, стремление к самостоятельному поиску решения. Общий уровень самостоятельности и активности при выполнении задания высокий. Отмечаются обращения за помощью с целью более точного осознания содержания задания. Субъективность при выполнении деятельности проявляется ярко. Перспектива учебной деятельности рассматривается положительно, хотя могут присутствовать элементы тревожности по отношению к предстоящей ситуации обучения. Социальная направленность положительная. Сотрудничество со сверстником для решения учебной задачи воспринимается с интересом. Нормы и правила поведения в школе принимает и старается их соблюдать.
Суммарная оценка 0-11 баллов.
Сумма баллов определяется по тем показателям ПГ, которые демонстрирует ребёнок в ходе выполнения экспериментальных заданий. Показатели построены в такой системе, что чем большую готовность по тому или иному критерию проявляет ребенок, тем меньше у него баллов. Соответственно, чем меньше выражен тот или иной показатель готовности, тем больше баллов.
II уровень
Один из ориентировочных этапов (целеполагание или планирование), как правило, выполнен неверно или неполностью. В ходе выполнения задания могут быть использованы не все необходимые логические операции, чаще затруднения касаются обобщения и классификации. Ход решения обосновывается не полностью, логика и (или) последовательность изложения могут быть частично нарушены. В ходе решения отмечаются единичные ошибки, которые в основном исправляются. Итоговый самоконтроль, как правило, высокий, хотя уровень осознанности (классификации) при исправлении ошибок ниже, чем его эффективность (поиск). Самооценка может варьироваться.
Интерес к заданию обычно присутствует, хотя более выражен в начале его выполнения и часто связан с содержанием задания. Присутствует стремление к самостоятельному поиску способа решения, но при этом оно может сопровождаться неуверенностью в себе, в достижении необходимого результата. В случае затруднения обращается за помощью к сверстнику или взрослому. Восприимчивость к помощи высокая. Степень самостоятельности и активности при выполнении задания зависит от уровня его новизны и сложности: чем больше знаком его тип, тем выше субъектность ребенка. В ситуации новизны задания ощущаются неуверенность и тревожность. Перспектива учебной деятельности, как правило, рассматривается положительно, хотя здесь также могут присутствовать элементы тревожности и неуверенности в себе. Социальная направленность в целом положительная, сотрудничество со сверстником для решения учебной задачи воспринимается с интересом.
Другое по теме:
Теории мотивации зарубежных и отечественных авторов. Зарубежные
теории мотивации
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человек ...
Вводная часть
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминат ...
Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и проти ...