Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших
школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое
исследование психологической готовности учащихся 4В клаСтраница 3
Специфика и роль общения могут варьироваться, но без негативных проявлений. Суммарная оценка 12 – 23 балл.
III уровень
Целеполагание и планирование предстоящей деятельности определены неточно, неполно или (и) с нарушением последовательности. В ходе выполнения задания часть необходимых логических операций отсутствует, может нарушаться последовательность их выполнения. Ход решения учебной задачи содержит ошибки, которые ребенок, как правило, не исправляет. Обосновать ход решения затрудняется, или пояснения носят отрывочный, непоследовательный характер.
Уровень итогового самоконтроля может варьироваться, но степень осознанности при классификации ошибок значительно ниже уровня эффективности их поиска. Самооценка близка к адекватной, когда неуспех деятельности очевиден, и имеет тенденцию к завышению, если правильно выполнена определенная часть задания.
Интерес к выполнению задания ситуативен и, как правило, зависит от успешности его выполнения. Трудности понижают мотивацию как к выполняемому заданию, так и к перспективе дальнейшей учебной деятельности. Стремление к самостоятельности может проявляться как правило, лишь в начале работы, к её концу активность и самостоятельность действий значительно снижается. Восприимчивость к помощи снижена, требуется ряд шагов стимулирующей, поясняющей и содержательной помощи. Социальная направленность может варьироваться от яркой потребности в совместных действиях до полной изоляции и стремления к индивидуальной деятельности. Однако социальное взаимодействие привлекает больше как форма общения, а не как способ решения учебной задачи. В некоторых случаях могут фиксироваться негативные эмоциональные реакции по отношению к партнёру.
Суммарная оценка 24 – 35 баллов.
IV уровень
Цель деятельности ребенок самостоятельно определить не может. План либо отсутствует, либо фиксируются отдельные высказывания, не характеризующие последовательность выполнения задания. При выполнении задания ребенок не производит необходимых мыслительных действий (сравнения, обобщения, классификации), допускает много ошибок, которые самостоятельно не исправляет. Обосновать ход решения не может, речь односложная, непоследовательная.
Уровень самоконтроля низкий: находит менее половины имеющихся в тексте ошибок, тип (орфограмму) которых определить не может. Самооценка, как правило, имеет тенденцию к завышению, хотя некоторые результаты деятельности, особенно негативного плана, могут оцениваться адекватно. При самостоятельной оценке на вербальные критерии не ориентируется.
Интерес к заданию выражен слабо, чаще только на начальном этапе. Потребности в самостоятельной деятельности не проявляет. Восприимчивость к помощи низкая, необходим комплекс шагов содержательной и других видов помощи. Потребность в сотрудничестве, как правило, ярко не проявляется, в некоторых случаях отмечаются негативные эмоциональные реакции по отношению к партнеру.
Суммарная оценка 36 – 47 баллов.
V уровень
Цель и план деятельности ребенком не определены. Основные мыслительные операции в ходе выполнения задания не фиксируются: ход решения либо отсутствует, либо не соответствует учебной задаче. Уровень самоконтроля низкий: своих ошибок не исправляет, в тексте находит менее 20% из имеющихся, определить их тип не может. Самооценка завышена, на данные вербальные критерии не ориентируется. Переживаний по поводу неуспеха в деятельности, как правило, не испытывает.
Суммарная оценка 48 – 60 баллов.
Результаты диагностики показали, что не все учащиеся четвертого класса готовы к переходу в среднее звено на высоком уровне. Некоторые школьники требуют организации с ними дополнительной работы педагогов, психологов и родителей.
Другое по теме:
Наблюдение за поведением больного во время исследования
В ситуацию эксперимента и беседы всегда включается элемент наблюдения за поведением больного. Экспериментатор должен успеть "увидеть", как больной входит: уверенно, неуверенно, как садится, как смотрит на экспериментатора. Выше говорилось о том, что экспериментальная ситуация представляет собой сов-- местную работу больного и экспериментатора, поэтому важно отметить, как больной приним ...
Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...
Диагностика эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников
государственной и коммерческой организаций
В результате проведенной психодиагностики были выявлены следующие уровни субъективного благополучия (рис. 26).
Рис. 26. Уровни субъективного благополучия
Рис. 27. Кластеры субъективного благополучия
Как видно из рисунка 27, наиболее неблагоприятная эмоциональная зона – признаки, сопровождающие психическую симптоматику, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д., кроме того здоро ...