Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
Страница 1

Психология » Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии » Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного

По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].

Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:

— отображение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

— различения субъекта и объекта (то есть того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию и самооценке своей деятельности и себя в целом.

— обеспечивает целое образовывающей деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью она активно влияет на окружающий мир;

— наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой себе. Эта характеристика сознания оказывается более выразительным в таких моральных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем оно отличается от других людей, которая живут рядом, как оно воспринимает окружающую среду и в то же время осознает его, почему много с того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него [8].

Сознание — это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый хранит свою специфику. Например, сознание хранит то, что является объектом внимания; напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятия.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Мясоед П.А. схематично рассматривал соотношение сознания и бессознательного, располагая сознание в центре и предлагая при этом следующую схему:

Рисунок 3.3. Соотношение сознания и бессознательных процессов

I – Неосознаваемые механизмы сознательных действий

II – Неосознаваемые побудители сознательных действий

III – Процессы «надсознания»

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что нуждается в определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей. Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других таких качеств не видится. Потому можно говорить о разном уровне самосознания не только у разных людей, но и у одной, лица, что зависит от глубины и выразительности того отображения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, в которых он действует, и свое отношение к ним. Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь отдаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует организует и регулирует свои действия. Чем сложнее и более ответственное задание, тем более высоким должен быть уровень сознания.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами. Первый набросок психологической теории, о ...

Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое исследование психологической готовности учащихся 4В кла
Для диагностики использована авторская методика Т.Н.Князевой[9]. Обобщая основные характеристики психического развития ребенка к концу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что структура психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя как системообразующий компонент сферу субъективной активности ребенка, представляющую собой интегративное образование. Это спла ...

Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...