Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
Страница 1

Психология » Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии » Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного

По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].

Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:

— отображение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

— различения субъекта и объекта (то есть того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию и самооценке своей деятельности и себя в целом.

— обеспечивает целое образовывающей деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью она активно влияет на окружающий мир;

— наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой себе. Эта характеристика сознания оказывается более выразительным в таких моральных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем оно отличается от других людей, которая живут рядом, как оно воспринимает окружающую среду и в то же время осознает его, почему много с того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него [8].

Сознание — это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый хранит свою специфику. Например, сознание хранит то, что является объектом внимания; напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятия.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Мясоед П.А. схематично рассматривал соотношение сознания и бессознательного, располагая сознание в центре и предлагая при этом следующую схему:

Рисунок 3.3. Соотношение сознания и бессознательных процессов

I – Неосознаваемые механизмы сознательных действий

II – Неосознаваемые побудители сознательных действий

III – Процессы «надсознания»

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что нуждается в определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей. Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других таких качеств не видится. Потому можно говорить о разном уровне самосознания не только у разных людей, но и у одной, лица, что зависит от глубины и выразительности того отображения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, в которых он действует, и свое отношение к ним. Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь отдаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует организует и регулирует свои действия. Чем сложнее и более ответственное задание, тем более высоким должен быть уровень сознания.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психологопедагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию младших школьников и успешному усвоению ими учебной программы. Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников были проведены экспери ...

Исследование особенностей отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций
В результате проведенного исследования отношения к деньгам было выявлено следующее. При оценке связи понятия «деньги» с различными качествами по 7-балльной шкале можно выделить некоторые особенности (приложение 5). Наиболее часто деньги связывают с такими качествами как беспринципность, ответственность, достижения, средство существования, здоровье, несправедливость, зависимость, комфорт, развле ...

Теоретические основы характеристики внимания. Определение внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности. Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или ...