Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и
бессознательногоСтраница 2
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизация относительна. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях бессознательное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субцептивные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения.
Существуют множество объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активному бодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собой единство сознательного и бессознательного [7].
В работах украинских психологов синтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.
Основной акцент украинские учёные делают на том, что сознание человека проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
При рассмотрение взглядов отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных во второй главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Л.С. Выготский акцентировал своё внимание на том, что сознание и бессознательное в основном проявляется в активности и в деятельности человека.
А сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
2. Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский, в противовес большинству зарубежных учёных, отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
3. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Другое по теме:
Эмпирическое исследование экономико-психологических особенностей отношения
к деньгам сотрудников государственной и коммерческой организаций.
Процедура исследования
Обоснование программы
Как уже отмечалось, экономико-психологические характеристики личности являются основой для формирования этического и нравственного отношения к деньгам, а так же частично определяют особенности эмоционального компонента субъективного благополучия личности, качество ее переживаний в диапазоне от уверенности в себе до раздражительности и ощущения одиночества. Таким образом, ...
Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...
Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении;
стимулирование личностных изменении;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.
Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...


