Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и
бессознательногоСтраница 2
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизация относительна. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях бессознательное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субцептивные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения.
Существуют множество объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активному бодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собой единство сознательного и бессознательного [7].
В работах украинских психологов синтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.
Основной акцент украинские учёные делают на том, что сознание человека проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
При рассмотрение взглядов отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных во второй главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Л.С. Выготский акцентировал своё внимание на том, что сознание и бессознательное в основном проявляется в активности и в деятельности человека.
А сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
2. Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский, в противовес большинству зарубежных учёных, отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
3. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Другое по теме:
Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, наущением . результат, оч ...
Методика 3. Изучение объема внимания
Цель:
изучение объема внимания
Материалы:
специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3).
Описание методики и порядок работы:
испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показы ...
Организационно-методологические основы эмпирического исследования. Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выборка исследования
Целью
данной работы является изучение особенностей социальной и личностной готовности гиперактивных детей к школе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
3. Организация и прове ...