Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и
бессознательногоСтраница 2
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизация относительна. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях бессознательное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субцептивные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения.
Существуют множество объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активному бодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собой единство сознательного и бессознательного [7].
В работах украинских психологов синтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.
Основной акцент украинские учёные делают на том, что сознание человека проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
При рассмотрение взглядов отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных во второй главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Л.С. Выготский акцентировал своё внимание на том, что сознание и бессознательное в основном проявляется в активности и в деятельности человека.
А сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
2. Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский, в противовес большинству зарубежных учёных, отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
3. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Другое по теме:
Теоретические основы исследования взаимосвязи
профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности
людей, ее взаимосвязь с дальнейшим ста
Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.
Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с професс ...
Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификаци ...
Исследование взаимосвязи локуса контроля личности со стрессоустойчивостью. Методы и процедура исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить типы направленности локуса контроля, личностные особенности людей, принадлежащих к тому или иному типу и уровень их стрессоустойчивости.
Для исследования типов локуса контроля была использована «Шкала И-Э» Дж. ...


