Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте
Страница 4

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Социальная ситуация развития как предпосылка формирования агрессивного поведения подростков. Проблема кризиса в подростковом возрасте

Содержание групповой деятельности, групповых норм и ценности референтных групп в значительной степени определяют социальное развитие подростка, его ценностно-нормативные представления и ориентации, содержательную сторону процесса социализации в этом возрасте.

Среди институтов социализации, обуславливающих усвоение детьми и подростками социального опыта, особое место занимают массовые учебно-воспитательные заведения, и прежде всего, общеобразовательные школы, прямое назначение которых - обучать детей, давать им знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, для разносторонней социальной активности. Школа выполняет многообразные полифункциональные роли и задачи в социальном развитии подрастающих поколений. Наряду со своим прямым назначением обучать и воспитывать, что целенаправленно осуществляется как на уроках, так и во внеурочном учебно-воспитательном процессе, школа выступает институтом социализации, нормы и ценности которого трансформируются в систему внутренней регуляции учащихся помимо целенаправленных педагогических усилий, благодаря стихийному функционированию социально-педагогических механизмов социализации.

Определённая часть учащихся начинает испытывать затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. Это и несколько сниженный, в пределах крайней нормы, интеллект, нарушения отдельных психических познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, речевые нарушения, ослабленная психосоматика, аутизм, либо, напротив, расторможенность и т. д. При этом такого рода нарушения могут иметь как функционально органическое происхождение, так и быть результатом депривации психического развития в виду неблагополучных условий семейного воспитания. В любом случае эти учащиеся требуют внимательного индивидуального подхода со стороны учителя, щадящего режима обучения, специальных коррекционных программ и социально-педагогической поддержки их семей.

Этот же путь отчуждения от школы в связи с неуспехами проходит также определённая часть учащихся, психическое развитие которых не обнаруживает каких - либо заметных дефектов. Причины низкой школьной успеваемости здесь чаще всего кроются в слабой познавательной мотивации, утрате интереса к учебной деятельности, в конфликтных отношениях, складывающихся с учителями, одноклассниками. Таким образом, для педагогически запущенных, слабоуспевающих учащихся учёба не является референтно-значимой деятельностью, в которой они могут удовлетворить свою потребность самоутверждения, посредством которой, включаясь в систему коллективных общественных отношений в класс, они способны утвердить свой статус, свой престиж среди одноклассников. Скорее наоборот, неуспехи в учебной деятельности обусловливают психологический дискомфорт и ведут к поискам новой предпочитаемой среды общения, иной референтной группы. Поэтому для предупреждения социальной дезадаптации в коллективе класса, особенно актуальной является задача такой организации учебного процесса, при котором было бы возможно успешное овладение знаниями каждым учащимся. Особенно большое внимание в поисках резервов успешного обучения всех без исключения учащихся общеобразовательных школ должно уделяться развитию познавательных мотивов учащихся.

Поскольку основным содержанием процесса социализации в этом возрасте является формирование самосознания как важнейшего фактора профессионального и духовного самоопределения, на пороге которого стоит подросток, то и ответ на вопрос о выборе референтной группы подростком необходимо начинать с анализа условий, которые имеются в той или иной группе для наиболее успешного формирования самасознания, самооценки, представления о себе, о своих силах и возможностях, а стало быть, в конечном счёте для самоутверждения подростка. Стремление к самоутверждению, потребность в высоком престижном статусе среди сверстников органически присущи подростку. Чувствительность к мнению окружающих, сверстников, сверстников прежде всего - характерные особенности подросткового возраста, обуславливаемые сложными процессами формирования самосознания в этом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим ста
Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни. Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с професс ...

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовоспри ...

Психологические феномены депрессии
1. Раздражение, вызываемое депрессивным переживанием, заторможенность мышления. Человек, переживающий депрессию может утратить чувство вкуса отдельных блюд. То, что раньше доставляло удовольствие теперь может отталкивать. 2. Измененное восприятие своего тела – тяжесть и оцепенение. Человек воспринимает свое жизненное пространство как сузившееся, собственное тело может восприниматься как пуста ...