Готовность к выполнению семейных ролей в браке
Страница 1

Психология » Исследование степени удовлетворенности браком в молодых семьях » Готовность к выполнению семейных ролей в браке

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально – психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли

. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношениях» [17]. Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является социологическим. Роль

– это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе,

в

системе

межличностных отношений». Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи [25, 113с.].

Приведем классификацию основных ролей в семье:

1. Роль ответственного человека за материальное обеспечение семьи

2. Хозяин – хозяйка

3. Роль ответственного человека по уходу за младенцем

4. Роль воспитателя

5. Роль сексуального партнера

6. Роль организатора развлечений

7. Организатор семейной субкультуры

8. Роль ответственного человека за поддержание родственных связей

9. Роль «психотерапевта».

По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей – согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся. Т.А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно – бытовых обязанностей на тип главенства в семье [10, 13с.].

Как считает И.В. Гребенников, существует три типа распределения семейных ролей:

ü централистический, когда во главе стоит один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

ü автономный, когда муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

ü демократический, когда управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере [9].

Другая типология семьи предложена П. Хербстом. Он выделяет четыре ведущих типа семьи:

1. Автономный образец семьи. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различные ценностные ориентации. Различие характеров не играет в такой семье необычной роли;

2. Семья, в которой господствующую роль играет муж;

3. Семья, где решающую роль играет жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чем роль жены во втором типе семьи;

4. «Синкретическая семья». Здесь роли распределены равномерно [29].

От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчины и женщины часто называется поло-ролевой дифференциацией [31, 285с.].

В нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы (если муж – «домашний мудрец», то кто – либо из других членов семьи – «восторженный почитатель») [14, 314с.]. В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремиться доминировать и над мужем, и над детьми. Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка – первенца. Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка [16]. А.Я. Варга отмечает еще одну особенность функционирования семьи в этот период – уменьшение свободного времени, в особенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличностного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно осложняется различными обязанностями, связанными с детьми [7, 113с.]. Занимая роль, нужно знать ожидаемые нормативы и санкции за их нарушение. Все роли можно разделить на 2 группы:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Методики
Для исследования мы собираемся использовать следующие методики: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом ...

П.ФЛесгафт
Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные)При всем разнообразии творческих игр их объединяю ...

Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, н ...