Теория одиночестваСтраница 1
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.
Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель
, а точнее модели, включают в себя взгляды психоанализа.
Фрейд
:Изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мнению, люди боятся не только самой смерти, сколько одиночества.
Ведь смерть – прекращение существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то нам было бы страшно спать по ночам. Мы страшимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Нас ужасает в смерти возможность сохранения сознания, но в полном одиночестве.
Единственной возможностью избежать одиночества является общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Такие самоподтверждения необходимы для нормального функционирования психики, а их отсутствие, т.е. одиночество, порождает глубочайший страх.
В детстве на ранних этапах ребёнок испытывает чувство слитности с окружением («океаническое чувство»). Это первый этап формирования ЭГО, на нём человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает своё истинное сущностное положение, и в той мере, в которой он его понимает, человек становится «безнадёжно» одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством общения. Если ребёнок с детства окружён только любовью и заботой, то формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарциссическая личность. Она не способна полноценно общаться, поэтому такие люди очень сильно переживают одиночество.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не само по себе, а в контексте изучения страха смерти и формирования ЭГО. Страх одиночества в принципе выполняет положительную функцию, так как заставляет людей общаться. По большому счёту, одиночество сплачивает общество в целом.
Бен Миюскович
высказывал подобные идеи. Одиночество – явление, характерное для сознания, но мы одиноки не всегда, если существует альтернатива – общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознаётся, но создаёт возможности дальнейшей дружбы и любви.
Фромм:Моральное одиночество определяется, как неспособность людей соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами вообще. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким, а как следствие – тревожным. Поэтому начинается путь обратный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все направленные вовне интересы – попытка бегства от неизбежного одиночества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуальная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере. Поэтому Фромм выделяет следующие типы характеров:
1) садист («вбирает» в себя личности других: они для него и не являются личностями, скорее становятся частями собственного «Я»).
2) мазохист (включает в себе другого. Входит составной частью в потребности, интересы другого. Живёт в постоянном одиночестве).
3) конформист (сливается со всеми, некритично разделяет все желания и мнения группы. Полностью теряет самоидентичность).
Это неконструктивные пути бегства от одиночества, так как они разрушают самосознание, разрушают личность и её самоидентичность. Более удачными способами понимания страха, связанного с одиночеством, может быть развитие чувства общности, то есть соединения себя с другими, опять-таки, в дружбе и любви.
Ещё одна, очень схожая с предыдущими, концепция принадлежит Мартину Буберу:
спасаясь от постоянной тревожности и страха, человек бежит: в индивидуализм; коллективизм.
В первом случае обесценивается существование других. Во втором ответственность заменяется коллективной. Коллектив обеспечивает тотальную безопасность (господствует только внешняя реальность). Но это только иллюзия, избавления от одиночества, так как коллектив не обеспечивает истинной близости. Только когда человек постигнет другого во всей его индивидуальности, он избавится от собственного одиночества. Такой процесс, по мнению автора, возможен только, когда личность отказывается от себя. Она не способна осуществить порыв к другому, так как подлинное отношение существует только между подлинными личностями. В личности тех людей, которые выбрали названные два способа бегства, зреет бунт. А его симптомом опять является чувство одиночества. Существует ли третий путь? Бубер говорит, что он заключается в пространстве «между». Это пространство постоянно заново конструируется. Это и есть момент истинной близости, очень кратковременный момент истинного диалога.
Другое по теме:
Теоретическая часть. Теории игры. Теория игры К. Грооса
Это теория упражнения или самовосприятия.
Основные положения теории
Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста у высших живых существ прирожд ...
Рок-музыка как связь с дьяволом
Также не без помощи рок-музыки происходит активное зомбирование психики человека в сатанинских сектах. Один поддается внушению сильнее, другой - слабее. И в тяжелые моменты у человека может наступить прояснение сознания, до него доходит страшный смысл происходящего. И тут у человека развивается паническое состояние духа. Он не знает, что делать. И в этом состоянии относительного просветления чел ...
Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом
возрасте. Анализ подходов к изучению способности к
прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное освещение, - книга Г. Уэллса "Предвидения", изданная в 1901 г. В 30-е гг. 20в. наметились ростки научно обоснованного объяснения способности человека к опережающему отражению. Объективная возможность для научного прогнозиров ...