Теория одиночестваСтраница 1
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.
Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель
, а точнее модели, включают в себя взгляды психоанализа.
Фрейд
:Изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мнению, люди боятся не только самой смерти, сколько одиночества.
Ведь смерть – прекращение существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то нам было бы страшно спать по ночам. Мы страшимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Нас ужасает в смерти возможность сохранения сознания, но в полном одиночестве.
Единственной возможностью избежать одиночества является общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Такие самоподтверждения необходимы для нормального функционирования психики, а их отсутствие, т.е. одиночество, порождает глубочайший страх.
В детстве на ранних этапах ребёнок испытывает чувство слитности с окружением («океаническое чувство»). Это первый этап формирования ЭГО, на нём человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает своё истинное сущностное положение, и в той мере, в которой он его понимает, человек становится «безнадёжно» одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством общения. Если ребёнок с детства окружён только любовью и заботой, то формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарциссическая личность. Она не способна полноценно общаться, поэтому такие люди очень сильно переживают одиночество.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не само по себе, а в контексте изучения страха смерти и формирования ЭГО. Страх одиночества в принципе выполняет положительную функцию, так как заставляет людей общаться. По большому счёту, одиночество сплачивает общество в целом.
Бен Миюскович
высказывал подобные идеи. Одиночество – явление, характерное для сознания, но мы одиноки не всегда, если существует альтернатива – общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознаётся, но создаёт возможности дальнейшей дружбы и любви.
Фромм:Моральное одиночество определяется, как неспособность людей соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами вообще. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким, а как следствие – тревожным. Поэтому начинается путь обратный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все направленные вовне интересы – попытка бегства от неизбежного одиночества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуальная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере. Поэтому Фромм выделяет следующие типы характеров:
1) садист («вбирает» в себя личности других: они для него и не являются личностями, скорее становятся частями собственного «Я»).
2) мазохист (включает в себе другого. Входит составной частью в потребности, интересы другого. Живёт в постоянном одиночестве).
3) конформист (сливается со всеми, некритично разделяет все желания и мнения группы. Полностью теряет самоидентичность).
Это неконструктивные пути бегства от одиночества, так как они разрушают самосознание, разрушают личность и её самоидентичность. Более удачными способами понимания страха, связанного с одиночеством, может быть развитие чувства общности, то есть соединения себя с другими, опять-таки, в дружбе и любви.
Ещё одна, очень схожая с предыдущими, концепция принадлежит Мартину Буберу:
спасаясь от постоянной тревожности и страха, человек бежит: в индивидуализм; коллективизм.
В первом случае обесценивается существование других. Во втором ответственность заменяется коллективной. Коллектив обеспечивает тотальную безопасность (господствует только внешняя реальность). Но это только иллюзия, избавления от одиночества, так как коллектив не обеспечивает истинной близости. Только когда человек постигнет другого во всей его индивидуальности, он избавится от собственного одиночества. Такой процесс, по мнению автора, возможен только, когда личность отказывается от себя. Она не способна осуществить порыв к другому, так как подлинное отношение существует только между подлинными личностями. В личности тех людей, которые выбрали названные два способа бегства, зреет бунт. А его симптомом опять является чувство одиночества. Существует ли третий путь? Бубер говорит, что он заключается в пространстве «между». Это пространство постоянно заново конструируется. Это и есть момент истинной близости, очень кратковременный момент истинного диалога.
Другое по теме:
Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.
Нарушения развития (дизонтогении)
Время возникновения Врожденные Приобретенные
Обратимость Обратимые Частично обратимые
Необратимые
Х ...
Заключение.
Музыка – это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной курсовой просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит и ...
Основные виды воздействий на личность, применяемые в современной военной педагогике
При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной.
1.1.1 Убеждающие воздействия
Процесс убеждения человека включает ...


