Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Страница 5

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования

2 балла: если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, необычен и оригинален.

Третий критерий:

0 баллов: если в нём с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событии, вещи), причём с очень бедными характеристиками этого персонажа.

1 балл: если в нём встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

2 балла: когда в рассказе имеются 4 и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Четвёртый признак:

0 баллов: если персонажи (события, вещи) в рассказе только называются ребёнком и никак дополнительно не характеризуются.

1 балл: если, кроме названия, указывается ещё 1-2 признака.

2 балла: если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются 3 и более признаками.

Пятый признак:

0 баллов: если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождается никакими эмоциями со стороны самого рассказчика.

1 балл: если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ.

2 балла: если сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями.

Основываясь на данные признаки и критерии, мы делали общий вывод об уровне развития:

10 баллов: очень высокий уровень

8-9 баллов: высокий уровень

4-7 баллов: средний уровень

2-3 балла: низкий уровень

0 балл: очень низкий уровень

Индивидуальные данные по результатам данной методики приведены в Приложении 5. Остановимся на результатах данного экспериментального занятия (рис.4.).

Рис.4. Распределение испытуемых по степени интенсивности творческого воображения

На высоком уровне дети экспериментальной и контрольной групп (по 10%) придумывали рассказ в течение 30 секунд. Сюжет рассказа был придуман ребенком. В рассказе имелось 2-3 персонажа, охарактеризованные 1-2 признаками. Передача рассказа была достаточно эмоциональна и выразительна. Обратимся к конкретному примеру.

Миша П. (экспер. группа). Жил-был дворец. Он был живой, как в сказке. Тут проходила бабушка. А дворец спал. Она нашла трещину и зашла туда. Там была лестница. Она хотела на нее забраться, но лестница с треском упала. «Кто вы?» - спросил дворец. «Я – бабушка», - ответила она. «А что здесь делаете?» «Я думала здесь люди есть». «Нет здесь никого. Уходите», - сказал дом. И прогнал бабушку.

На среднем уровне предлагаемое задание выполнили 50% воспитанников экспериментальной группы и 60% воспитанников контрольной группы. Дети придумывали рассказ так же быстро, как и дети с высоким уровнем, но чаще всего пересказывали то, что они слышали ранее. Эмоции были едва выражены и слушатели слабо реагировали на рассказ. Как правило, дети пересказывали рассказы и сказки, которые им читали в детском саду и дома. Иногда дети использовали сказочных персонажей в придуманных ими историях. Например:

Даша И. (экспер. группа). Жили-были дед да баба. Были у них петух и собака. Они ушли. Собака жила у дерева. А петух забрался на дерево. Тут пришла лиса и говорит петуху:

- Пойдем ко мне в гости.

- Нет, я без хозяина не могу.

- А где твой хозяин?

- Он в дупле ночует.

Лиса прыгнула в дупло. А собака ее за нос укусила.

К низкому уровню были отнесены 30% воспитанников экспериментальной и 20% контрольной групп. Для таких детей было характерно следующее:

- на придумывание ушло от 30 секунд до 1 минуты;

- механический пересказ ранее услышанного рассказа или сказки;

- описание 2-3 персонажей с разных сторон;

- рассказ не сопровождается никакими эмоциями со стороны рассказчика.

Указанные характеристики существенно затрудняли деятельность испытуемых и не позволили достичь необходимого результата.

Диана Г. (экспер. группа). Придумывала рассказ 40 секунд. После чего рассказала сказку «Маша и медведи». Жили-были дед да баба. У них была внучка Машенька. Она пошла гулять с девочками. Увидела она дом. А там три медведя. Долго она там была. Но потом убежала обратно домой.

На очень низком уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группе оказалось 10% воспитанников. Ребенок так и не смог придумать рассказ или пересказать известную ему сказку.

Итак, мы видим, что детям трудно справиться с заданием. Испытуемых с низким уровнем значительно больше по сравнению с предыдущим заданием – 70% против 0% методики «Три слова». Сравнивая результаты задания «Три слова» и «Придумай что-нибудь» следует отметить, что детям легче составить рассказ, используя какие-либо слова-подсказки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Избавление от боли
Если мы имеем какое-то представление о том, что можем сделать, чтобы облегчить чью-то боль - либо в союзе с обезболивающим лекарством, либо без него, - это помогает свести к минимуму наш стресс, а также стресс страдальца. Часто, чтобы минимизировать боль, достаточно сконцентрироваться на покое и гармонии и создать внутренние картины покоя. Теперь коснемся четырех принципов облегчения боли. 1. Р ...

Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросчик самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в ...

Диагностика мотивации учения дошкольников
В результате диагностики особенностей мотивации учения испытуемых, мы получили следующие количественные данные. Таблица 11 Результаты диагностика мотивации учения дошкольников № п\п Группа «А» (гиперактивные дети) Группа «В» (негиперактивные дети) 1. учебный мотив 4 (13.3%) 16 (53.3%) 2. внешний мотив 10 (33.3%) 10 (33.3%) 3. игровой мотив 16 ...