СемьяСтраница 1
Ø Понятие «семья»
Семья – это сложное социальное образование, основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющее воспроизводство населения и преемственность семейных поколений.
Ø Виды семьи
Есть много классификаций семей, рассмотрим несколько из них:
I. Моногамная (брачная пара – муж и жена) и полигамная (брак одного с нескольким: полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами; полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами) семьи
II. Простой (нуклеарный) или сложный (расширенный) типы семьи: нуклеарные семьи состоят из родителей и детей, т.е. из двух поколений; расширенная семья – две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством, состоящая из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков)
III. Благополучные семьи: их проблемы вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме;
неблагополучные (проблемные, конфликтные, кризисные):психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных или общесоциальных жизненных факторов
Функции
ü Репродуктивная – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода
ü Воспитательная – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни
ü Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми
ü Экономическо-материальная – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных
ü Организация досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов
ü Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах
Ø Этапы супружества
Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникнуть некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует ряд закономерных, «нормативных» изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы.
Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделение от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадии», где в качестве основного признака их разграничение используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. При анализе стадии развития супружеских отношений выделяют: молодое супружество, супружество среднего возраста, супружество зрелого возраста и супружество пожилого возраста.
1. Молодое супружество продолжается менее 5 лет. Возраст супругов от 18 до 20 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.
2. Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники – становятся все более самостоятельные. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.
3. Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.
4. Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какие они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей: особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.
Другое по теме:
Психологическая мысль в эпоху просвещения
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений.
Индустриальная революция в Англии превратила ее в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли в противовес клерикализму, всесилию церкви, ...
Детекторная концепция
В настоящее время в физиологии высшей нервной деятельности достигнут значительный прогресс. Прежде всего это касается двух главных разделов, которые И.П. Павлов рассматривал как ключевые: механизма ассоциативной функции мозга (временной связи) и механизма анализаторов. Именно прогресс в изучении временной связи и анализаторов определил главные направления развития современной физиологии высшей н ...
Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо коррекционного воздействия, психолог видит тенденции повторного измерения – большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Наиболее простым путем оценки различий, казалось бы, является подсчет процентов в изменениях в ту или другую сторону «до» и «после» и сравнение полученных процентов между собой. На ...