Семья
Страница 2

Ø Кризисы семьи

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обуславливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Существует два основных критических периода в развитии супружеских отношений:

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновении способствуют такие факторы:

· Исчезновение романтических настроений, активные неприятия контраста в поведении партнёра в период влюблённости и повседневном семейном быту.

· Рост числа ситуаций, которых супруги обнаруживают разные взгляды нас вещи и не могут прийти к согласию.

· Более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание эмоций в отношениях между партнёрами

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

· С приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появление различных соматических жалоб

· С возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей

· С усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а так же возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно»

Кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя соответствии с ними свое поведение.

Брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет и остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам друг друга, изменением потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Опасности первых лет жизни
Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть, в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все врем ...

Диагностика эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций
В результате проведенной психодиагностики были выявлены следующие уровни субъективного благополучия (рис. 26). Рис. 26. Уровни субъективного благополучия Рис. 27. Кластеры субъективного благополучия Как видно из рисунка 27, наиболее неблагоприятная эмоциональная зона – признаки, сопровождающие психическую симптоматику, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д., кроме того здоро ...

Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала. Организация исследования
Исследование влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала проводилось на II и IV курсах факультета психологии Пятигорского государственного Лингвистического университета. В исследовании приняли участие 17 человек: 3 юношей и 14 девушек в возрасте от 17 до 21 года. Гипотеза исследования: Студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладаю ...