Образ педагога в понимании родителей

Психология » Исследование образа современного педагога » Образ педагога в понимании родителей

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя должны быть константными, то есть независящими от времени, а какие «подвижными», то есть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованиями «нового» времени. Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за свое поведение и т.д.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. [20] Самое большое требование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные полезные знания. У учителя должно быть ровное, спокойное и особенно справедливое отношение ко всем ученикам, которое бы не задевало и не умаляло бы человеческое достоинство учащихся.

Родители не обходят вниманием внешний вид и стиль учителя, то есть он должен современно и стиль одеваться. В общем, учитель должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом, то есть в идеальном сознании образ учителя – это образ универсального человека. Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации.Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Уже подчеркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребенка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребенке и учете ее в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса). [5]

Выводы

Проведенное нами теоретическое исследование литературы показало, что образ учителя в исследованиях XX века – это образ человека: строгого, склонного к самопознанию, самоопределению и саморазвитию, стремящегося к формированию у самого себя профессионально значимых качеств личности, обладающего профессиональным мастерством, креативного, творческого, харизматичного. Проведенное исследование позволило провести сравнительный анализ образа педагога в представлении учителей, учащихся и их родителей. Было выявлено, что профессиональное самосознание педагога – это сложный личностный механизм, играющий активную регулирующую роль в деятельности учителя, с помощью которого возможно активное саморазвитие, сознательное формирование у самого себя профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства. Только в том случае, когда педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой - в какой мере у него развиты эти качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя. В учителе очень высоко ученики ценят педагогические и личностные качества (такие как доброта, справедливость, спокойствие, настойчивость, строгость, и другие), а к остальным более снисходительны, дети очень чувствительны к морально-этическому облику педагога. Они прекрасно отличают существенное и ценят профессиональные достижения учителей. В то же время могут и снисходительно относиться к определенным их недостаткам, если считают их несущественными. Наиболее страшной для учеников является раздражительность со злостью и криком. Однако некоторые учителя считают крик и агрессию залогом высокой успеваемости школьников, и это становится причиной конфликтов между учителем и ребенком, учителем и родителями. Учитель в понимании родителей должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом, то есть в идеальном сознании образ учителя – это образ универсального человека. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Современная ситуация с качественными и структурными изменениями в сфере учебно-воспитательного процесса детей и подростков, затрагивающими все локальные сегменты образовательного пространства, требует концентрации усилий всех участников учебно-воспитательного процесса на определении и решении основной сверхзадачи: освоение возможных путей гуманизации и демократизации воспитания, которые позволяют в наибольшей мере обеспечить сохранение здоровья, повышения качества обучения и уровня воспитанности учащихся при обязательной комплиментарности (взаимодополнении) усилий школы и семьи в деле разностороннего развития школьников и при, несомненно, постоянно возрастающей роли учителя в достижении этой благородной цели.

Другое по теме:

Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке
Анализ многочисленных научных исследований и направлений показал, что в настоящее время в науке существует довольно большое количество теорий игры, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нам важно выделить те схожие теоретические направления, которые помогут нам в нашей работе более детально рассмотреть понятие и сущность сюжетно-ролевой игры и ее взаимосвязь с развитием личности ре ...

Показатели по шкале Айзенка
экстраверсия (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) - психотизм (Psychoticism) (Д) Для 1 испытуемого Для 2 испытуемого Для 3 испытуемого Для 4 испытуемого Для 5 испытуемого Для 6 испытуемого Для 7 испытуемого Для 8 испытуемого Для 9 испытуемого Для 10 испытуемого ...

Принципы обучения, системный подход к применению принципов обучения.
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значени ...