УО как форма дизонтогенеза, ее причины, формы и характеристики

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » УО как форма дизонтогенеза, ее причины, формы и характеристики

УО нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.

В зависимости от уровня интеллектуального развития выделяют следующие виды УО:

В соответствии с МКБ-10 приняты следующие условные показатели QI: психическая норма 100-70; легкая степень 69-50; умеренная степень 49-35; тяжелая степень 34-20; глубокая степень 20 и ниже.

Легкая У.О. – дети обладают хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по спец. Программе, кот. Основана на конкретно-наглядных методах обучения, приобретают проф. Навыки и могут самостоятельно трудиться на производстве, дети приобретают речевые навыки с задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу, обнаруживается отставание акт. Словаря от пассивного, сужение и замедление зрит. И слуховых кинестетических, тактильных, обонят. И вкусовых ощущений и восприятий, затрудняются в создании адекватной ориентировке в окр. Среде, недостаточно улавливают сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущают оттенки цветов, ошибочно оценивают глубину и объем различных свойств предметов, произвольное внимание нецеленаправленно, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, повышенная отвлекаемость; мышление конкретное, ограничено непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное, слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, наиболее недоразвитым оказывается логическая опосредованность запоминания, мех. Память может оказаться сохранной или хорошо сформированной. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны, с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические. Произвольная активность отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. При определенной зрелости личности они достигают независимой сферы ухода за собой, овладевают практическими и домашними навыками. Усваивают поведенческие нормы, но их ролевые функции в обществе ограничены.

Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Осн. Затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной неуспеваемости, трудности вызывают чтение и письмо.

Умеренная степень: характеризуется несформированными познавательными процессами, мышление конкретное, непоследовательное, туго подвижное, не способное к образованию отвлеченных понятий, медленно развивается понимание и

Психологические проблемы семейного воспитания детей с отклонением в развитии.

Важно исследовать не только детей с отклонением в развитии, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии. Семья ребенка-инвалида, как конкретная категория, подлежащая комплексной социальной защите, исследована крайне недостаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психоло-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями развития. Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в психическом развитии. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей: во-первых, родители как правило не готовы к такому трагическому для них событию, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых, оказываются, затронуты все основные сферы жизни семьи.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Первые острые чувства которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с отклонением в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержки. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Искажается и функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая ребенок не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эротической функции. Трудности с которыми сталкивается семья в случаи рождения ребенка с нарушением психического развития, связанны как с резкой сменой образа жизни, так с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного развития особо велико, так как оно имеет далеко идущее, неблагоприятное для семьи и ее членов последствия. Выводы: требуется изучать и исследовать семьи и детей с отклонением в развитии. Нарабатывать практический опыт, знание об их особ.

Другое по теме:

Ролевые игры
Живые ролевые игры (live-rpg, по-английски) - один из видов ролевых игр, отдалённо родственный AD&D, театру или психодраме, а также деловым играм. То есть это - разыгрывание ситуаций конкретными людьми, берущими себе персонажей из этих ситуаций. Основное отличие от театра состоит в том, что изначально заданы только начало ситуации, логические схемы и характеры персонажей, а финал всецело зав ...

Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки
От механики к физиологии В начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под ...

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...