Организация временной перспективы в зависимости от типа личности
Страница 1

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Организация временной перспективы в зависимости от типа личности

Эта тема является одной из самых разработанных по отношению к организации временной перспективы личности. Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени.

Существует несколько классификаций для рассмотрения типов личности, по-разному организующих свою временную перспективу. Начнем с первой классификации. В нее входит два полярных типа: типы личности, более включенные в социальную динамику и типы личности, слабо включенные в социальные процессы. Первые находятся в более прямых, краткосрочных временных связях с социальными условиями. Они получают от социальных ситуаций дополнительное ускорение. Личности, относящиеся ко второму типу которые не осознают свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны и обладают малым "ускорением", поскольку не знают, чем это время заполнить.[16] Личности первого типа живут в сфере общественно необходимого времени. Их время и более очерчено, т.к. от них требуется определенная производительность труда и скорость. В тоже время они пользуются всеми ценностями общественного времени, но в меньшей степени являются распределителями времени собственной жизни. Личности противоположного (второго) типа, максимально высвобождающие свободное время для "подлинной" жизни, минимально включены в социальные процессы. Свободное время личностями этого типа осознается как личностная ценность, но не присваивается ими как ценность. Свободное время превращается в антиценность, т. е. растрачивается или становится безличностным, обедненным способом жизни.Эти типы не встречаются в чистом виде.

Проблему типологии также исследовали И. П. Павлов, Б. М. Теплов, Мейен, Шредер, а также В. И. Ковалев, на типологию которой и опираются психологи в настоящее время.

И. Ковалев, опираясь на концепцию В. Н. Мясищева, определил отношение ко времени не как рядоположенное другим отношениям (к людям, жизни, деятельности и т. д.), а как «сердцевину всех отношений личности» носящее ценностный характер.[17] «В зависимости от того, что отдельный человек считает в своей жизни самым важным, необходимым и существенным, как раз и образуется различное отношение к использованию каждым человеком времени собственной жизни и ее различная ценностно-временная ориентация»

Активность личности может носить стихийный характер или может учитывать закономерности общественного времени, общественные требования, т. е. активно осуществлять общественно необходимые требования. На основании параметров активности, учета описанных выше типов, а также некоторых общих характеристик личности можно выделить четыре типа регуляции времени (по В. И. Ковалеву):

Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Она не успевает за временем, не может организовывать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление. Этот способ организации времени жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы, т. е. краткосрочной и пассивной регуляцией.

Функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их объективные или субъективные последствия; отсутствует пролонгированная (длительная) регуляция времени жизни - жизненная линия. Данный тип является примером краткосрочной активной регуляции времени (событийное время).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонением
СП занимается изучением того, каким образом ведёт себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях. Те особенности, которые проявляет этот процесс в сравнении с его же параметрами в норме, и обозначаются как специфические. Они делятся на два класса – модально специфические и модально неспецифические. К первому относятся характеристики, свойственные определенной гр ...

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...

Результаты исследования и практические рекомендации
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддержива ...