Обратная связь как элемент межличностного общения
Страница 1

Психология » Особенности активных групповых методов обучения и их проявление » Обратная связь как элемент межличностного общения

«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153].

Как показывает опыт повседневного общения, знания, полученные о другом человеке, обычно не остаются достоянием только познающего - вольно или невольно, в той или иной форме он доводит их до сведения других. Этими другими могут быть сам познаваемый либо некоторые третьи лица. Нас интересуют ситуации, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительного того, каким он воспринят. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор межличностной обратной связи, а воспринимаемый - как ее реципиент [35].

«Обратная связь должна быть: неотсроченной; специфической, т. е. относящейся к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и се коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Открытость в выражении чувств — ключевой аспект поведения в такой группе. Обычно подчеркивается вторичная в данном случае роль когнитивных аспектов обучения, их зависимость от эмоциональных» [104, 76].

Обучение происходит, главным образом, через переживание многогранного группового опыта. При этом указанные характеристики обратной связи должны способствовать созданию климата доверия, «психологической безопасности» — решающей предпосылки достижения группой поставленных целей [104, 113].

Важной является и роль правильно построенной обратной связи преодоления барьеров общения, связанных с действием механизмов психологической защиты, которые активно участвуют в построении и образа себя, и образа другого. Барьеры возникают из за неосознанного стремления охранять привычное мнение, отторгая, либо искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. Организация общения в группе тренинга ориентирована в первую очередь на создание ситуации доверительного общения, поскольку лишь отношения уважения, взаимной поддержки, доверия рождают откровенность, минимизируют закрытость партнеров в общении. Важнейшими предпосылками, и даже образующими такой ситуаций в группе тренинга выступают реализуемые здесь специфические формы межличностной обратной связи.

«Само понятие обратной связи введено в научный обиход Н. Винером, отцом кибернетики, однако в настоящее время принцип обратной связи активно осмысляется в самых различных научных дисциплинах, в том числе науках о человеке - в физиологии, педагогике, психологии и т. д. В социальной психологии феномен обратной связи рассматривается прежде всего в контексте межличностного общения, то есть в контексте субъект-субъектного отношения, в отличие от системы «субъект—объект», имеющейся, как правило, в виду, в технике и кибернетике» [89, 127].

В межличностном общении в качестве обратной связи выступают любого рода сведения: информация прямая или косвенная, которую человек получает от партнера по общению относительно самого себя - своего поведения, своего облика и т. д.

Таким образом, обратная связь оказывается определенным видом социального знания - знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером (партнерами) по общению.

Функции обратной связи в общении многообразны. Обратная связь выступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного Я. Как отмечает, например, А.А. Бодалев, «благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными» [14, 14]. Кроме того, «получая в той или иной форме обратную связь и перерабатывая ее в соответствии со своими внутренними диспозициями, человек обычно вносит вклад не только в представление о себе, но и о другом, прежде всего коммуникаторе обратной связи» [89, 125].

Таким образом, обратная связь оказывается и важным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей и одновременно сложной техникой, использовать которую необходимо весьма аккуратно и тщательно прорабатывать методики ее организации.

Классификаций обратной связи можно построить множество - в зависимости от исследовательских целей и в соответствии с выбираемыми основаниями. В частности, различают аппаратурную и личностную обратную связь. В последнем случае она поступает непосредственно от партнеров по общению, а в первом - ее источником являются различные технические устройства, позволяющие нам посмотреть на себя как бы со стороны (фотоаппарат, магнитофон, видеозапись т. п.).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Возрастные особенности подростков
Как уже говорилось выше, подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. В этом возрасте, называемом переходным происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Это существенно изменя ...

Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:1. Признать существование неформальной организации.Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое м ...

Четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень - специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, ...