Тест "Зигзаг"
Страница 1

Выполнение теста начинается с получения двух центробежных зигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сообщает инструкцию.

Инструкция.

Начиная движение одновременно обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направление движения указано стрелками на чертеже) и продолжайте самостоятельно рисовать такие же зигзаги. После того как перед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывая карандаша, продолжайте рисовать зигзаги снизу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзагов в соответствии с заданным эталоном.

После того как испытуемый обведет три раза зигзаги эталона и нарисует последующие три зигзага под контролем зрения, перед его глазами экспериментатор ставит экран. Не прекращая движения, испытуемый продолжает рисовать зигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунок заканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага. После выполнения центробежных зигзагов выполняют зигзаги центростремительные, т.е. те, которые направлены извне к телу испытуемого. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежных зигзагах. Испытуемый оканчивает центростремительные зигзаги, когда достигнет нижней ограничительной черты измерительной полосы.

Когда при выполнении центробежного зигзага наблюдается значительное осевое отклонение, необходимо для выполнения центростремительных зигзагов заменить черные карандаши цветными, чтобы отличить их от центробежных зигзагов. Таким образом, если линии будут перекрещиваться, исследователь может осуществить измерения без колебания, избежав повторения исследования.

Обработка и интерпретация результатов субтеста "Зигзаги".

Зигзаг указывает на степень напряженного равновесия испытуемого и обнаруживает точность и тонкость его движения. Точно так же, как и в других частях теста, получают данные количественные и качественные. Размеры берут на полосе в 10 см, которая ограничена двумя чертами в середине листа.

Именно в этой зоне будут брать все измерения, касающиеся количественных данных, но, с другой стороны, будут судить о зигзаге целиком в отношении качественных данных. Или на основании числа данных, или на основании того факта, что это единственная часть теста, где можно видеть результаты общей работы обеих кистей. Зигзаг является той частью теста, которая наиболее богата сведениями, т.е. та, которая даст основу для понимания поведения (отношения, характеристики испытуемого).

Для зигзага делают следующие измерения:

1) первичное отклонение (ПО);

2) длина линии;

3) размер углов;

4) осевое отклонение.

Первичное отклонение (ПО).

ПО выражает разницу между эгоцентрифугальной и линией эгоцентрипитальной одной и той же кисти. Таким образом мы будем иметь ПО для правой и левой кисти. Для этого следует подсчитать число углов (по их наружным вершинам) зигзагов эгоцентрифугальных и эгоцентрипитальных. Если число углов одинаково в обоих движениях, ПО=0. Первичное отклонение будет положительным, когда оно выражает доминирование эгоцентрифугальное, т.е. будет меньше зигзаг вперед, чем обратно: оно будет отрицательным, когда будет доминирование эгоцентрипитальное (увеличение тонуса сгибателя по отношению к тонусу разгибателя), т.е. когда будет большее число углов вперед, чем обратно.

Интерпретация.

Когда зигзаг полностью выполнен в сагиттальной плоскости, то ПО укажет (как на сагиттальной линеограмме) на агрессивность испытуемого. Большинство испытуемых продвигается с осторожностью, что дает нам ПО слегка отрицательное.

ПО положительное в зигзаге указывает на исключительную практическую уверенность.

Длина линии.

Измеряют наиболее короткую и наиболее длинную линии каждого зигзага. Всегда берут размеры линий, исходя из углов, которые находятся внутри границ (лимита) зоны-эталона. После определения размера линий вычисляют линейное колебание, которое представляет собой разницу между двумя измерениями (размерами).

Интерпретация.

Длина стороны угла модели составляет 10 мм. Тенденция к увеличению длины, когда она подтверждена остальными РМК, указывает на состояние возбуждения испытуемого, в то время как уменьшение указывает на его ингибицию (торможение). Линейная разница позволяет рассмотреть совокупность вариации между этими двумя состояниями: испытуемый вспыльчивый или сдержанный. Когда линейная разница превышает 16 мм, она рассматривается как находящаяся вне нормальной зоны. Когда разница меньше 4 мм, то речь идет о личностях, обладающих большой способностью к регуляции и контролю над эмоциональным и праксическим напряжениями (индивидуумы избранные, элита).

Довольно часто наблюдают прогрессивное увеличение линейной длины - феномен моторной индукции (горячность), которая является характерным для состояния тревоги.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие лю ...

Занятие №1 «Знакомство. Подготовка к путешествию»
Материалы: сюрпризки, плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, распечатка текста игры «Водопад», заготовки для оформления бортового журнала, (свой журнал для примера). Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Инна, я капитан волшебного корабля. Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное плавание. Вот на этом кораб ...

Развитие памяти у старших дошкольников с нарушением зрения на занятиях предметно-практического блока
Для эффективного развития памяти у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием нами был разработан алгоритм общей структуры занятий: · мотивационный игровой момент. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также непосредственное развитие памяти (Приложение 2); · планирование последовательности предстоящей работы, спос ...