Организация временной перспективы в зависимости от типа личностиСтраница 2
Созерцательный тип: личность пассивно относится ко времени, у нее отсутствует четкая организация времени жизни.
Творчески-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.
Благодаря Л. Ю. Кублицкене была создана еще одна типология личностей по форме организации временной перспективы. По исследованиям были получены следующие результаты:
1. Оптимальный тип во всех временных режимах действовал успешно, т. е. справлялся с любыми временными задачами; его переживания не были связаны с его деятельностью. Этот тип личности раскрывает более конкретно механизм способности к организации времени, т.к. он успешно работает в любых временных режимах, способен к решению любых временных задач (творческий тип по типологии В. И. Ковалева).
2. Дефицитный все сроки сводит к дефициту времени, т. е. субъективно уравнивает все временные режимы, но действует успешно. Ведущей для него является внешняя заданность минимального времени, поэтому его переживания времени также не связаны с его деятельностью, не участвуют в ее регуляции.
3.Спокойный испытывает трудности в режиме дефицита времени или ограниченного срока, а в остальных режимах действует успешно. Этому типу людей целесообразно заранее сообщать о предстоящей деятельности, тогда они в порядке саморегуляции успешно с ней справятся, организуя и упорядочивая свое время. Переживания этого типа двойственны: когда он определяет сроки сам, то он переживает время как напряженное, что свидетельствует о его самомобилизации и саморегуляции, когда же время задается извне, он дезорганизуется.
4. Исполнительный успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, т. е. почти во всех режимах с внешне заданным сроком. В его переживаниях времени преобладает эмоциональное отношение, что, по-видимому, связано с особым чувством порядка и удовлетворенности.
5.Тревожный тип личности успешно действует в оптимальном сроке, неплохо работает при избытке времени, но всячески избегает его дефицита, что и отражается в характере переживания времени.
6.Неоптимальный тип ни в одном из режимов не действует успешно, что отражается в конфликтном характере его переживания времени.
Эта типология строилась с целью выявления стратегий действия в разнообразных режимах, и она фактически отражает предпочтения людей, их ориентацию на заданность им срока извне или на самостоятельное определение времени своей деятельности.[18]
Далее исследование показало, что одни люди осознают время как жизненную ценность, другие воспринимают лишь его практический, прагматический и даже ситуативный смысл. Осознание людьми значения времени также различно: одни осознают время как личностную ценность, другие - как внешне заданную проблему (время задано извне, его объективно не хватает и т. д.). Для одних типов людей проблема времени (его нехватка) стоит как осознанная жизненная проблема, для других она попросту не существует, а вопросы об отношении ко времени вызывают у них удивление, кажутся непонятными. В зависимости от типа личности нужно корректировать умение организовывать и планировать свое время.
Другое по теме:
Психическая депривация и ее виды
Если обратиться к определению депривации, то ее можно рассмотреть как неудовлетворенную потребность, происходящую в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения.
Выделяют несколько типов депривации:
сенсорная - заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду; дв ...
Способы применения музыкотерапии
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы ...
Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в
подростковом возрасте
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи c -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью ...