Ощущение как психический процесс. Понятие об ощущениях
Страница 1

Психология » Психофизиологические механизмы ощущений » Ощущение как психический процесс. Понятие об ощущениях

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений можно отразить с помощью схемы (Приложение 1). Опираясь на данную схему, сформулируем основное понятие ощущения.

Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде [2, с.312].

Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений [8, с.76]. Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета (Приложение 2).

Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период. Остановимся на данных понятиях более подробно.

Временной порог – это минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой [15, с.174].

Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция.

Инерция – это время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя. Известно, например, что инерция зрения у нормального человека оставляет 0,1–0,2 с, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2–0,5 с. В противном случае во время прихода нового сигнала у человека в сознании будет оставаться образ предыдущего [11, с.86].

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений [14, с.287].

Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...

Сравнительный анализ
Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты в таблице № 1. (таблица №1) Качество Учителя Учащиеся Родители глубокие профессиональные знания; 100% 100% 100% регулярное повышение квалификации 100% 80% 100% строгость по отношению к ученикам; 100% 90% 90% объяснение объективности оценки; 90% 100% 100% пропаганда здорово ...

Приложения
Приложение 1 Методика "Беседа о школе " (Нежнова Т.А.) Диагностические возможности: выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятие 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Материалы: 1\2 стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти парных одинаковых геометрических фигур. Процедура проведения Инструкция экспериментатору к фронталь ...