Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования

Психология » Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи » Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования

Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития.

В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи повыситься при оптимизации условий психолого-педагогического процесса.

Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа. Этапы проведения исследовательской работы:

1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования;

2. Проведение исследования, включающий:

- констатирующий этап: диагностика уровня внимания;

- формирующий этап: проведение психолого-педагогических условий по оптимизации уровня внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи;

- контрольные этап: повторная диагностика, для определения эффективности психолого-педагогических условий.

3. Анализ данных формирующего эксперимента.

На первом этапе были определены следующий инструментарий и критерии диагностического исследования:

1) Методика на изучение свойств внимания, «тест Бурдона» (Приложение 1), предназначена для изучения свойств внимания: устойчивости и концентрации;

2) Методика на изучение объема внимания (Приложение 2), определяет объем внимания у дошкольника.

Данное эмпирическое исследование, проведенное на базе ДОУ №2, г. Чебоксары. В нем участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет разделенных на две группы:

1. Первая группа (экспериментальная группа) – дети с общим недоразвитием речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

2. Вторая группа (контрольная группа) – дети возрастной нормы. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

В контрольную группу входило 12 детей, в экспериментальную 8. Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, также с каждым ребенком была проведена индивидуальная разъяснительная беседа.

Другое по теме:

Основные закономерности ощущений
К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Охарактеризуем более подробно каждое понятие. Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Так, например, прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще пер ...

Стресс как проблема адаптации. Основные теоретические подходы к изучению стресса
Пятьдесят лет назад мало кто знал слово «стресс». Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию». У них и позаимствовал этот термин канадский психолог и физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внешних и внутренних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в ег ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...