Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития.
В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи повыситься при оптимизации условий психолого-педагогического процесса.
Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа. Этапы проведения исследовательской работы:
1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования;
2. Проведение исследования, включающий:
- констатирующий этап: диагностика уровня внимания;
- формирующий этап: проведение психолого-педагогических условий по оптимизации уровня внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи;
- контрольные этап: повторная диагностика, для определения эффективности психолого-педагогических условий.
3. Анализ данных формирующего эксперимента.
На первом этапе были определены следующий инструментарий и критерии диагностического исследования:
1) Методика на изучение свойств внимания, «тест Бурдона» (Приложение 1), предназначена для изучения свойств внимания: устойчивости и концентрации;
2) Методика на изучение объема внимания (Приложение 2), определяет объем внимания у дошкольника.
Данное эмпирическое исследование, проведенное на базе ДОУ №2, г. Чебоксары. В нем участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет разделенных на две группы:
1. Первая группа (экспериментальная группа) – дети с общим недоразвитием речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
2. Вторая группа (контрольная группа) – дети возрастной нормы. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
В контрольную группу входило 12 детей, в экспериментальную 8. Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, также с каждым ребенком была проведена индивидуальная разъяснительная беседа.
Другое по теме:
Анализ результатов исследования и их обсуждение
Общий объем выборки составил 30 человек: 8 мужчин в возрасте от 19 до 50 лет и 22 женщины в возрасте от 20 до 63 лет, сотрудники СМПП в г. Ступино Московской области.
Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать социально-демографические характеристики респондентов.
Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который, по нашему мне ...
Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия
– метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...
Состав группы
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации.
Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Эт ...


