Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования

Психология » Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи » Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования

Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития.

В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи повыситься при оптимизации условий психолого-педагогического процесса.

Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа. Этапы проведения исследовательской работы:

1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования;

2. Проведение исследования, включающий:

- констатирующий этап: диагностика уровня внимания;

- формирующий этап: проведение психолого-педагогических условий по оптимизации уровня внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи;

- контрольные этап: повторная диагностика, для определения эффективности психолого-педагогических условий.

3. Анализ данных формирующего эксперимента.

На первом этапе были определены следующий инструментарий и критерии диагностического исследования:

1) Методика на изучение свойств внимания, «тест Бурдона» (Приложение 1), предназначена для изучения свойств внимания: устойчивости и концентрации;

2) Методика на изучение объема внимания (Приложение 2), определяет объем внимания у дошкольника.

Данное эмпирическое исследование, проведенное на базе ДОУ №2, г. Чебоксары. В нем участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет разделенных на две группы:

1. Первая группа (экспериментальная группа) – дети с общим недоразвитием речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

2. Вторая группа (контрольная группа) – дети возрастной нормы. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

В контрольную группу входило 12 детей, в экспериментальную 8. Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, также с каждым ребенком была проведена индивидуальная разъяснительная беседа.

Другое по теме:

Дифференциально-диагностический опросник
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – ...

Психологические особенности воспитания в школе. Психолого-педагогические основы работы с младшими школьниками
Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благоп ...

Условия разговорной психотерапии
Большое значение имеют три базовых условия разговорной психотерапии, разработанные Карлом Р. Роджерсом (1957): 1. Подлинное, человеческое реагирование. 2. Добросердечное отношение и понимание пациента. 3. Вербализация чувств пациента. >> Способы усиления личности 1. Аналогия. Это процесс доказательства, идущий от какоголибо сходства с тем, что известно, к сходству или кажущемуся сходс ...