Формирование временной перспективы в онтогенезе

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Формирование временной перспективы в онтогенезе

Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. Если у взрослых переоценка минутных промежутков около 133%, то у детей в возрасте от 7 до 19 лет она может достигать 175%. Уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее ему кажется почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но социальные перспективы.[19]

Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное. Ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, но они могут казаться ему одинаково далекими. Временная перспектива очень важна для понимания возрастной динамики рефлексивного Я. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. Расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может смешиваться со страхом перед жизнью.

Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей.[20]

Другое по теме:

Нарушения сознания личности. Понятие нарушения сознания.
Нарушения сознания относятся к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушения сознания, определение этого понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку. Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В философии оно име ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник диагностики агрессивных проявлений Басса-Дарки Инструкция: вашему вниманию предлагается 75 утверждений, на которые нужно ответить "да" или "нет". Пожалуйста, внимательно прослушайте утверждения и ответьте "да", если с данным утверждением вы согласны и "нет", если не согласны. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Старайте ...

Психологический диагноз: принципы и уровни построения
Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индив ...