Формирование временной перспективы в онтогенезе

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Формирование временной перспективы в онтогенезе

Как показали исследования и наблюдения, на точность восприятия времени влияют не только личностные и ситуативные особенности, но и возрастные. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. Если у взрослых переоценка минутных промежутков около 133%, то у детей в возрасте от 7 до 19 лет она может достигать 175%. Уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее ему кажется почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но социальные перспективы.[19]

Изменение временной перспективы связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное. Ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, но они могут казаться ему одинаково далекими. Временная перспектива очень важна для понимания возрастной динамики рефлексивного Я. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. Расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может смешиваться со страхом перед жизнью.

Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей.[20]

Другое по теме:

Влияние рок-музыки на организм человека. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: 1. Жесткий ритм 2. Монотонные повторения 3. Громкость, сверхчастоты 4. Светоэффект 1. Ритм - одно из сильных способов воздействия ...

Понятие неформальных групп. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.[1] Неформальная группа - · сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформа ...

Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...