Использование сознательных и подсознательных сторон психики

Психология » Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках » Использование сознательных и подсознательных сторон психики

Приемы убеждающего воздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороны психики.

Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Из чего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать на сознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.

Обращение исключительно к сознанию человека, что очень широко распространено на практике, далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Замечено, что только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство, волю и моторику людей. Из чего следует, что любой из видов убеждения (информирование, разъяснение, доказательство и опровержение) должен быть насыщен приемами, затрагивающими все компоненты психики. Даже удачное применение выбранного приема во многом зависит от «фонового обеспечения» беседы, то есть от психологического состояния собеседников.

Релаксация

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным фоном для беседы является мышечная релаксация (расслабление). Суть заключается в том, что при релаксации кора головного мозга человека в определенной степени освобождается от побочных влияний и подготавливается для восприятия речи воспитателя.

Напряженное состояние

Мышечное напряжение порождает и эмоциональное напряжение. Оно, как и расслабленность усиливают восприятие идей воспитателя. Приемы для этих двух состояний будут преимущественно разными.

Идентификация

Если человек не проявляет признаков ни расслабленности, ни напряженности, то взаимопонимание может быть достигнуто на фоне идентификации, то есть на идее взаимного переживания каких-то общих сторон жизнедеятельности.

«Игривое настроение»

На фоне «игривого настроения» хорошо усваивается преподаваемый учебный материал. Деловой веселый тон обращения преподавателя к обучаемому вызывает у последнего положительное отношение и, как следствие – желание воспринимать все то, что ему преподается. Поэтому на занятиях, особенно теоретической подготовкой, имеет смысл в полной мере использовать такие средства, как одобрение, похвала, поговорки, крылатые выражения т. п.

Каждый конкретный фон определяет выбор соответствующих приемов воздействия. Эти приемы выявлены в процессе наблюдения за участниками деловых бесед [11] (Таблица 1).

Таблица 1

Приемы убеждения и соответствующие им фоновые состояния

Фоновое состояние

Приемы убеждения

Релаксация

Наставление, косвенное одобрение, метод Сократа

Эмоциональная напряженность

Команды и приказы, «обманутое ожидание», «взрыв», категорическое требование, запрещение

Идентификация

Совет, «плацебо», порицание

Игривое настроение

Намек, комплемент

Подробные описания приемов и тактики убеждения в зависимости от типа собеседника подробно изложены в специальной литературе [2, 3, 7, 11].

Другое по теме:

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения
Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» (33). Использовать этот принцип ...

Оценка как междисциплинарная проблема
Самым первым вопросом, с которого в данном случае приходится начать анализ является терминологический вопрос. Дело в том, что «оценка» является не только широко распространенным в разговорном языке, но и многозначным словом. При его употреблении в жизненных ситуациях люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке его научного определения, как, кстати, и во всех подобных случ ...

Результаты исследования. Результаты анкетирования
Таким образом, выборка состоит из молодых людей в возрасте от 15 и до 33 лет, преимущественно учащихся ВУЗов, но представлены также и школьники и только работающие. Представлены как новички, так и люди имеющие стаж в РД до 7 лет. Выявлены люди с минимальной степенью вовлеченности в РД, так и с максимальной (поглощение обыденной жизни ролевой), люди, самых различных специальностей – гуманитарных ...