Использование сознательных и подсознательных сторон психики

Психология » Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках » Использование сознательных и подсознательных сторон психики

Приемы убеждающего воздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороны психики.

Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Из чего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать на сознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.

Обращение исключительно к сознанию человека, что очень широко распространено на практике, далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Замечено, что только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство, волю и моторику людей. Из чего следует, что любой из видов убеждения (информирование, разъяснение, доказательство и опровержение) должен быть насыщен приемами, затрагивающими все компоненты психики. Даже удачное применение выбранного приема во многом зависит от «фонового обеспечения» беседы, то есть от психологического состояния собеседников.

Релаксация

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным фоном для беседы является мышечная релаксация (расслабление). Суть заключается в том, что при релаксации кора головного мозга человека в определенной степени освобождается от побочных влияний и подготавливается для восприятия речи воспитателя.

Напряженное состояние

Мышечное напряжение порождает и эмоциональное напряжение. Оно, как и расслабленность усиливают восприятие идей воспитателя. Приемы для этих двух состояний будут преимущественно разными.

Идентификация

Если человек не проявляет признаков ни расслабленности, ни напряженности, то взаимопонимание может быть достигнуто на фоне идентификации, то есть на идее взаимного переживания каких-то общих сторон жизнедеятельности.

«Игривое настроение»

На фоне «игривого настроения» хорошо усваивается преподаваемый учебный материал. Деловой веселый тон обращения преподавателя к обучаемому вызывает у последнего положительное отношение и, как следствие – желание воспринимать все то, что ему преподается. Поэтому на занятиях, особенно теоретической подготовкой, имеет смысл в полной мере использовать такие средства, как одобрение, похвала, поговорки, крылатые выражения т. п.

Каждый конкретный фон определяет выбор соответствующих приемов воздействия. Эти приемы выявлены в процессе наблюдения за участниками деловых бесед [11] (Таблица 1).

Таблица 1

Приемы убеждения и соответствующие им фоновые состояния

Фоновое состояние

Приемы убеждения

Релаксация

Наставление, косвенное одобрение, метод Сократа

Эмоциональная напряженность

Команды и приказы, «обманутое ожидание», «взрыв», категорическое требование, запрещение

Идентификация

Совет, «плацебо», порицание

Игривое настроение

Намек, комплемент

Подробные описания приемов и тактики убеждения в зависимости от типа собеседника подробно изложены в специальной литературе [2, 3, 7, 11].

Другое по теме:

Локус контроля как атрибут ответственности. Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения. Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкре ...

Деньги как объект психологических исследований
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21]. В пс ...

Ступени психотерапии
1. Создание устойчивых доброжелательных отношений и установление конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом как прочный фундамент всего процесса психотерапии. 2. Изложение проблемы пациентом, включая его "субъективную теорию болезни". 3. Анализ проблемы с учетом существующих в настоящее время условий, истории жизни пациента и функционального значения проблемы. ...