Групповая динамика в СПТ
Страница 1

Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в большинстве групп.

Кори [146] провел анализ взглядов на групповую динамику в СПТ у разных авторов. Количество выделяемых стадий развития отношений в группе у разных авторов различается, но общая логика групповой динамики сходна в большинстве случаев.

Газда замечает, что стадии, которые проходит группа целенаправленной деятельностью, яснее всего заметны в закрытых группах. Таких группах, которые поддерживают постоянное членство за все время существования группы.

Шутц (1973) сообщает о трех стадиях:

1. Включение

2. Контроль

3. Эмоциональная связь.

Малер (1969) в деталях описывает пять стадий:

1. Формирование

2. Включенность

3. Переходный период

4. Рабочая стадия

5. Заключительная стадия.

Четыре стадии, которые выделил Газда похожи на стадии Малера:

1. Разведочная

2. Переходная

3. Деятельная

4. Заключительная.

В описании процесса базовых групп встреч, К. Роджерс в 1970 году идентифицирует 15 стадий, которые могут быть классифицированы по 4-5 стадиям, схожим с вышеперечисленными.

Шапиро (1978) описывает 4 общих фазы:

1. Подготовка

2. Усвоение основных правил

3. Терапевтическое вмешательство

4. Заключительная фаза.

Внутри этой схемы он указывает 37 стадий, которые характерны для оптимально функционирующей закрытой группы, руководимой компетентным ведущим. Он замечает, однако, что его схема является идеальной моделью и, что не все группы оканчивают эти стадии с успехом. Он также подчеркивает, что успешное завершение каждой стадии является своего рода предпосылкой для стадии, которая затем последует.

Последователи Адлера говорят о четырех стадиях:

1. Установление терапевтических взаимоотношений, основанных на доверии

2. Интерпретация динамики

3. Развитие интуитивного понимания

4. Переориентация

К. Левин также уделяет большое внимание анализу 4 фаз в развитии динамики групп:

1. Фаза параллельных взаимоотношений

2. Фаза включения

3. Фаза взаимности

4. Заключительная фаза

Хансен, Уорнер и Смит (1980) пишут о пяти стадиях:

1. Учреждение группы

2. Конфликт и конфронтация

3. Развитие сплоченности

4. Результативность

5. Окончание

И. Ялом (1975) выделяет три стадии:

Инициальная стадия характеризуется конфликтом, несмелым участием и поисками смысла;

Вторая стадия характеризуется конфликтом, доминированием и противодействием;

Третья- это стадия согласия, она характеризуется увеличением морального воздействия, доверием и самораскрытием.

В логике построения последовательности стадий развития группы можно выделить основные общие положения, разделяемые большинством авторов. Все авторы констатируют возрастание взаимопонимания участников по мере прохождения СПТ, стремления к активной совместной деятельности, но при этом, большинство авторов выделяют стадию конфронтации или разочарования, которая является следствием фрустраций участников по поводу тех или иных обстоятельств группового взаимодействия.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Самооценка как психологический феномен. История представлений об оценке себя человеком
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность с ...

Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я&q ...

Актуализация позитивных стереотипов поведения, и нивелирование негативных. Работа с персоналом
В связи со сказанным выше, мне кажется, не менее важным учитывать то каким образом будут себя вести и как выглядеть «обслуживающий персонал», так как ведущий и докладчики не единственные люди, с которыми взаимодействуют и которых видят приглашенные люди. Основываясь на знании определенных психологических механизмов и стереотипах восприятия, следует разработать инструкции по стилю разговора и п ...