Результаты и их обсуждение
Страница 1

Проявление эмоций в конфликте » Результаты и их обсуждение

Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается спроецировать свои представления и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картинка-стимул содержит в себе «эмоциональный» накал разгорающегося конфликта. Испытуемый невольно становится в ситуацию, когда он реагирует первым, очень естественным для него способом. Наиболее важным является результат о характере связи факторов эмоционального реагирования в конфликте (оно задается четырьмя факторами: агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность). Выявилась статистически значимая связь между тревожностью и конфликтной реакцией по типу фиксации на препятствии; между агрессивностью с экстрапунитивностью; ригидностью и импунитивными реакциями; экстрапунитивностью с самозащитными реакциями. Рассматривая эти, во многом непредсказанные результаты, заметим, что теоретическое исследование позволяет нам утверждать, что связи носят характер обусловливания, т.е. без эмоциональных «поводырей», которыми являются факторы эмоционального реагирования в конфликте, человек, вряд ли смог бы вообще как-то отреагировать на конфликтную ситуацию. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отметает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Единственный испытуемый, отреагировавший аутоагрессивным способом, вызвал тяжелые размышления о детском воспитании. Связь экстрапунитивных реакций в конфликте с фиксацией на самозащите (в основном, по типу обвинения других) говорит о ярко выраженной проективной окраске конфликта испытуемых, проявивших черту агрессивности. Агрессивность находится в отрицательной зависимости с интропунитивными реакциями. Агрессивный, скорее всего, не станет заниматься самообвинениями или брать на себя лишнюю ответственность. Экстрапунитивная реакция отрицательно коррелирует с интропунитивной, что не является удивительным. По всей видимости, такая связь близка к полярным проявлениям одного фактора. Ориентируясь на частотные данные, можно отметить, что ведущим фактором эмоционального реагирования в конфликте является агрессивность, связанная с экстрапунитивностью, но не связанная с самозащитой, как предполагалось ранее. В свою очередь экстрапунитивность связана с самозащитой значимой связью. Таким образом эмоциональное влияние на конфликтную реакцию происходит, скорее, через выбор направленности реагирования, а не через ее тип. Интересно, что, выдвигая гипотезу о связи тревожности с интропунитивными реакциями по типу самозащиты, мы рассчитывали на некоторую очевидную житейскому сознанию агрессивности и тревожности, гнева и страха. Но исследование дало в отношении тревожности другие результаты: тревожность связана преимущественно с фиксацией на препятствии. Это объяснимо с точки зрения преобладающей мотивации тревожных людей. Они ориентированы, чаще всего, на избежание неудач, а не на достижения. Тревожные часто производят впечатление беззащитных. Не выявлено никакой значимой связи между тревожностью и направленностью реагирования в конфликте, хотя исследование частот и весов факторов тревожности и направленности реагирования в конфликте все же показывает некоторые важные результаты: тревожность, связанная с интропунитивными реакциями по типу фиксации на препятствии и фиксации на самозащите встречается в выборке достаточно часто. Все же, думаем, имеется некоторая связь между тревожностью личности и направленностью конфликтных реакций внутрь, а не во вне. Во всяком случае, частотные распределения позволяют так утверждать. Связь ригидности с импунитивными реакциями предполагалась нами при планировании исследования и теоретической разработке проблемы. Ригидность, как показал частотный анализ, связана только с двумя видами импунитивных реакций: по типу удовлетворения потребностей и фиксации на препятствии. Ригидные, скорее всего, не ставят вопрос, о чьей-либо вине в конфликте. Возможно, просто не успевают перестроить реакцию на быстро меняющиеся конфликтные события. Отметим, что, по нашему мнению такая направленность реакции является в конфликте самой миролюбивой. У личностей, проявляющих фрустрационные черты, по существу склонных находиться в стрессовом состоянии, вообще не прослеживается значимой связи между фрустрацией и направлением и типом реагирования в конфликте. Фрустрация значимо отрицательно коррелирует с ригидностью, что, по видимому, говорит о некоторой полярности этих черт. Возможно, их делает полярными степень возбуждения эмоционального реагирования.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Влияние рок-музыки на организм человека. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: 1. Жесткий ритм 2. Монотонные повторения 3. Громкость, сверхчастоты 4. Светоэффект 1. Ритм - одно из сильных способов воздействия ...

Практическая часть. Методика работы с пациентами
Изменение сознания может возникать вследствие разнообразных причин: соматических заболеваний, ведущих к психозу, интоксикаций, черепно-мозговых травм, шизофренического процесса, реактивных состояний. Поэтому расстройства сознания неоднородны. Не менее разнообразны тонкие изменения сознания, возникающие у здоровых людей в трансовых состояниях, при физиологическом сне и при гипно-суггестивной тера ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...