Восприятие и понимание учениками педагогов
Страница 1

Психология » Исследование образа современного педагога » Восприятие и понимание учениками педагогов

Детям важно, чтобы их любили, чтобы к ним хорошо относились, жалели, были к ним внимательны, не очень кричали, хорошо объясняли, читали и интересно рассказывали, помогали на продленке. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Начальная школа для детей очень сложна в плане адаптации к новым условиям, правилам и требованиям. Чтобы понятие строгости было принято ими, нужна форма его выражения, адекватная их развитию и возрасту, равно как и понятие о справедливости оценки их знаний. Раздражение (злоба) учителя не вызывает ничего, кроме страха и такой же ответной реакции, да еще неприязни к преподаваемому предмету. Можно отметить также, что дети в целом объективно различают плохое и хорошее (для себя) и отвечают тем же (реакция прямая). Они ценят добро, участие, внимание, заботу учителя и платят тем же. Многие дети при встрече с грубыми в обращении учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к предметам и к учебе в целом. В средней школе дети более адаптированы к школе и учебе. Они психологически более устойчивы и не чувствуют себя в школе полными чужаками. Отношение их к учителям определеннее, несколько глубже. Однако они по-прежнему при недостатке слов рисуют карикатуры на учителей. В целом их характеристики полнее и содержательнее. В качестве положительных качеств учителей у них чаще всего встречаются: спокойная, не кричит, жалеет, любит, не ставит плохие оценки, объясняет понятно и не быстро, веселая, добрая, справедливая, хочет от нас добиться знаний и умений, настойчивая, сперва вроде веселая, а потом становится все строже, шутит, читает на уроках интересные истории, ругает, когда мы заслуживаем, водит на экскурсии, старается, чтобы мы были умными и т.д.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя средних классов, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться. Наиболее страшной для учеников является раздражительность со злостью и криком – она настраивает их как против учителя, так и против учебы как таковой. С психологической точки зрения учитель, агрессивно настроенный против детей или постоянно не владеющий собой, не должен работать с младшеклассниками, которые не могут отделить процесс обучения от личных отношений с учителем и, как правило, не обладают адекватными приемами психологической защиты от такого отношения. Невольно учителя формируют невротиков, людей с комплексами и явным отвращением к школе и учебе. К сожалению, часто учителя этого за собой не замечают или трактуют свое поведение совсем иначе, чем дети. Методом наблюдения и опроса установлено, что если дети младших классов негативно воспринимают не основного учителя, а, например, учителя музыки или физкультуры, у них не формируется общее негативное отношение к школе. В случае стойкого негативного восприятия основного учителя реакция распространяется на школу и учебу в целом. Ученики среднего звена, особенно девочки, обращают гораздо больше внимания на внешность учителя и предъявляют к ней свои требования (в отличие от учеников начальных классов). Многими детьми этой возрастной группы отмечается тактичность, вежливость, интеллигентность, чувство юмора, большой ум.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...

Виды простого категорического силлогизма
В зависимости от занимаемого средним термином места в посыл­ках различают четыре фигуры простого категорического силлогизма. Условимся на будущее для простоты ориентации в умозаключениях всегда большую посылку ставить на первое моего, или записывать ее перед меньшей. Умозаключение, в посылках которого средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке, называет ...

Результаты изучения психосоциальной зрелости детей, поступающих в первый класс
Результаты анализа ответов детей в процессе беседы, оценивающей психосоциальную зрелость детей, позволили получить сведения об общих представлениях ребёнка, о его способностях ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Представим полученные данные в виде таблицы. Таблица 5 Результаты оценки психосоциальной зрелости испытуемых № п\п Группа «А» (гиперактивные ...