Восприятие и понимание учениками педагогов
Страница 2

Психология » Исследование образа современного педагога » Восприятие и понимание учениками педагогов

Из отрицательных качеств личности учителя наиболее значимыми для детей оказались несправедливость и необъективность в оценках. Можно предположить, что дело не в самих оценках, а в том, что дети не всегда понимают, за что именно они снижаются. Преподаватель вместо того, чтобы наглядно и понятно объяснить детям достоинства одних работ и недостатки (явные и существенные) других, дает волю чувствам.

Как следует из вышеизложенного, основные претензии подростков сосредоточены в сфере общения, взаимопонимания ученика и учителя, умения педагога выразить свои чувства, мысли и эмоции адекватно возрасту детей и ситуации. Значительно возрастает роль педагога как хорошего организатора. Можно полагать, что дети нуждаются в едином руководстве в связи с возрастными особенностями. Их кругозор расширяется, надо все успеть, а организовать сам себя они еще не могут. Усиливается роль внедомашнего социума, влияние сверстников и тяга к компаниям. Этот возраст нуждается в совместных походах, экспедициях, поездках. И такое качество, как строгость, приобретает у подростков новое звучание: они признают за учителем организующее начало, поэтому считают это качество необходимым для учителя, так как без строгости педагога они с собой пока справиться не могут. Позже, примерно в седьмом классе ученики понимают, что главное – это учеба, и, прежде всего, в учителе ценят те качества, которые дают им возможность не только усваивать изучаемый материал, но и побуждают их к изучению нового, расширению кругозора, воспитывают у них любовь к знаниям. Семиклассников больше всего интересует в педагоге умение понять учеников, найти с ними общий язык и наладить отношения, так как именно в этом возрасте наиболее бурно идет процесс социализации школьника; формируются нравственность и направленность личности. В это же время происходят бурные физиологические изменения вследствие бурного роста организма, что является причиной внутренней дестабилизации и проявляется в повышенной психофизиологической неустойчивости. И если педагоги понимают их состояние, учитывают его и умеют детьми управлять, не ущемляя их достоинства, то удается избежать различных эмоциональных и поведенческих реакций, типичных для этого возраста. [17]

Выпускники средних школ в этом плане заметно устойчивее, сдержаннее в поступках, но продолжают судить учителей, не умеющих общаться на равных, так же строго и жестко. Они уже адаптированы к особенностям своих преподавателей, знают их сильные и слабые стороны и умеют этим пользоваться. Как личности они уже более сформированы и устойчивы, достаточно критичны к себе и окружающим, умеют заставить себя следовать определенным правилам, «держать себя в руках». Они также более снисходительны к недостаткам других, могут к ним приспособиться и даже эксплуатировать их. В учителе очень высоко ценят педагогические и личностные качества, а к остальным более снисходительны. Часто выбирают любимых учителей в качестве примера для подражания, если они соответствуют их идеалу человека и специалиста. Очень чувствительны к морально-этическому облику. Они прекрасно отличают существенное и ценят профессиональные достижения учителей. В то же время могут и снисходительно относиться к определенным их недостаткам, если считают их несущественными. Старшеклассники не так сильно зависят от личности и воли учителя, умеют дистанцироваться от них и обесценивать их требования вплоть до полного неприятия. В иных ситуациях даже трудно определить, кто кому подчиняется, особенно если учитель слабоволен и неуверенно себя чувствует в преподаваемом предмете или обстановке. Что касается индивидуального развития школьников, различия между ними видны во всех характеристиках, начиная с третьего класса. Можно отметить, что большинство школьников к большинству преподавателей относятся хорошо, любят их и ждут от них многого: знаний, понимания, любви, доверяются им всем сердцем. Но они очень переживают, когда эти ожидания не оправдываются или, того хуже, грубо разрушаются злобой, презрением, раздражением, нежеланием, неумением и несостоятельностью. И тогда дети начинают мстить. Вначале наивно: рисуют карикатуры, дают клички, а к моменту окончания школы – вполне осознанно и ядовито. Это – внешняя сторона, внутри у каждого свое горе: дети боятся, нервничают, плачут, не хотят ходить в школу, ненавидят определенные дисциплины, учителей в целом, школу и вообще взрослых (безусловно, не все дети через это проходят). Причин для подобного положения более чем достаточно: ведь школа – это слепок с общества, в котором детям предстоит жить. Но и школьники, вырастая, начинают реализовывать те модели взаимоотношений, которые они усвоили в школе. Поэтому так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают. [21]

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...

Личность учащегося в педагогическом процессе. Образовательные системы и развитие личности
Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще имеют свою структуру, состоят из оп ...

Понятие логической культуры мышления.
Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления. Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3] Обобщенное значение формально ...