Эмпирическое исслелование взаимосвязи удовлетворенности браком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в молодой семье. Описание методик исследования
Страница 1

Психология » Исследование степени удовлетворенности браком в молодых семьях » Эмпирическое исслелование взаимосвязи удовлетворенности браком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в молодой семье. Описание методик исследования

Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В последние годы как отмечают многие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений – растет число одиноких, увеличивается число разводов. Всё это требует более глубокого понимания процессов, происходящих в современной семье, с целью использования этих знаний как для оптимизации межличностных отношений семьи при оказании консультативной помощи, так и при подготовке молодёжи к браку. Поэтому изучение сегодня этой проблемы становится особенно актуальной и для практики влияния семейных ролей на удовлетворённость браком. Для социально – психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально – психологических проблем. Каждому партнеру в семье приходится «выбирать» какой – либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих. Роли в семье – традиционная тема для семейного консультирования, но часто консультация ограничивается выбором новой роли, более подходящей к данной ситуации в семье. Основные выводы отечественных психологов основываются на результатах исследования становления ролевой структуры семьи. В качестве интегральной характеристики ролевых отношений в семье была выбрана поло – ролевая дифференциация. Под ней понимается разделение обязанностей и функций между супругами в связи с их полом. Для исследования взаимосвязи удовлетворенности браком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в молодой семье, использовались следующие методики: тест – опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова). Назначение тест опросника удовлетворенности браком – экспресс – диагностика степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики являются В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко (1984). В основе опросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам. Эти чувства могут проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс – диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностики кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи. Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности.

Описание методики:

Текст методики состоит из 24 утверждений (первоначальный вариант содержал 29 утверждений), которые могут быть сведены к шести следующим типам:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29]. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной де ...

Результаты эмпирического исследования
Как уже указывалось выше, эмпирическое исследование проводилось на базе школы будущего первоклассника общеобразовательной школы №2, г. Тейково. Группа дошкольников, являющихся гиперактивными (группа А) состояла из 30 испытуемых, из них 20 мальчиков и 10 девочек. Группа дошкольников, не являющихся гиперактивными (группа В), так же состояла из 30 человек, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Наличие ...

Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным ...