Эмпирическое исслелование взаимосвязи удовлетворенности браком и
согласованности ролевых ожиданий и притязаний в молодой семье. Описание
методик исследованияСтраница 2
1. Сравнение своего брака с другими браками.
2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.
3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.
4. Собственная оценка супруга по ряду параметров.
5. Установка на изменение характера супруга.
6. Мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.
Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.
Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.
Обработка и интерпретация результатов:
Если выбранный испытуемым вариант ответа (а или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла; если ответ промежуточный (б) – 1 балл; не совпадающий с «ключом» – 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла – от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалу оценок взаимоотношений:
0 – 16 баллов – абсолютно неблагополучные отношения,
17 – 22 баллов – неблагополучные отношения,
23 – 26 баллов – скорее неблагополучные отношения,
27 – 28 баллов – переходные отношения,
29 – 32 баллов – скорее благополучные отношения,
33 – 38 баллов – благополучные отношения,
39 – 48 баллов – абсолютно благополучные отношения.
Источник:
Тест – опросник удовлетворенности браком, ОУБ// Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С. 173 – 179
Цель опросника «Ролевые
ожидания и притязания в браке»:
1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.
Описание методики
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Обработка полученных результатов
После выполнения задания ответы супругов заносятся в таблицу № 1 «Консультационное исследование семейных ценностей» (Приложение 3).
Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшакалам «ожидания» и «притязания». Ролевые ожидания — это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания — личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:
Другое по теме:
Эмпирическое исследование по проблеме образа современного педагога в
представлении учителей, учеников и их родителей. Гипотеза,
цель, задачи, методы исследования
Анализ, проведенный в теоретической части работы показал, что образ современного педагога в литературе представлен как образ женщины энергичной, жизнелюбивой, харизматичной, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ учителя – это образ универса ...
Формирование внимания у младших школьников
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свой ...
Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...