Проявления психической жизни во младенчестве
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Проявления психической жизни во младенчестве

Во время утробного развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, к моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами [Э,стр.27]

Ребенок рождается совершенно беспомощным. К моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами, безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

В наибольшей степени к рождению складывается система пищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов. Во время сосания ребенком материнской груди все остальные его движения задерживаются, тормозятся. Это реакция «пищевого сосредоточения». Ни зрительного, ни слухового сосредоточения у новорожденного еще нет, оно образуется несколько позже.

Уход за ребенком со стороны взрослых уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь плода и матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми, только через взрослых удовлетворяются органические потребности ребенка.[Э,стр.28]

В первый период после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Прежде всего, это выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит во сне. Сон является многофазным и не сконцентрирован в определенные часы. Даже во сне наблюдаются постоянные движения, напоминающие движения во время бодрствования, которые тоже мало чем отличаются от сна: ребенок, бодрствуя, как бы дремлет.[Э,стр28]

Постепенно, в течение первого месяца жизни бодрствование ребенка становится более активным, что связано с возникновением в этот период слухового и зрительного безусловных ориентировочных рефлексов, или слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе жизни и проявляется в том, что при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, прекращает движения, он молчит все время, пока продолжается звук. Несколько позднее, на 3-4й неделе появляется рефлекс и на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок также замолкает, движения его тормозятся. В период между тремя и пятью неделями появляется и зрительное сосредоточение. Оно выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений.

С появлением двигательного и слухового сосредоточения начинается перестройка двигательной активности ребенка. В первые недели жизни его движения имеют импульсивный и хаотический характер и представляют собой органические отправления. Фиксирование предмета глазами и поворот головы в сторону звука с одновременным торможением хаотических движений являются первыми двигательными актами, носящими характер поведения, т.е. связывающие ребенка с внешней предметной действительностью.[Э.стр.29]

«На третьей неделе жизни появляется первый натуральный условный рефлекс на положение ребенка при кормлении, а к концу первого месяца жизни – и первые условные рефлексы на изолированные раздражители».(Э,стр.29)

Д.Б. Эльконин согласен с описанием психической жизни новорожденного, данным И.М. Сеченовым: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи, но ничто не говорит против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать.»(Э,стр.29)

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Семья как система. Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических, иногда полидиадических [4]. Семья – это также важнейшая форма организации личного быта, ...

Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вооб ...

Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности ...