Проявления психической жизни во младенчестве
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Проявления психической жизни во младенчестве

Во время утробного развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, к моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами [Э,стр.27]

Ребенок рождается совершенно беспомощным. К моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами, безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

В наибольшей степени к рождению складывается система пищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов. Во время сосания ребенком материнской груди все остальные его движения задерживаются, тормозятся. Это реакция «пищевого сосредоточения». Ни зрительного, ни слухового сосредоточения у новорожденного еще нет, оно образуется несколько позже.

Уход за ребенком со стороны взрослых уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь плода и матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми, только через взрослых удовлетворяются органические потребности ребенка.[Э,стр.28]

В первый период после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Прежде всего, это выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит во сне. Сон является многофазным и не сконцентрирован в определенные часы. Даже во сне наблюдаются постоянные движения, напоминающие движения во время бодрствования, которые тоже мало чем отличаются от сна: ребенок, бодрствуя, как бы дремлет.[Э,стр28]

Постепенно, в течение первого месяца жизни бодрствование ребенка становится более активным, что связано с возникновением в этот период слухового и зрительного безусловных ориентировочных рефлексов, или слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе жизни и проявляется в том, что при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, прекращает движения, он молчит все время, пока продолжается звук. Несколько позднее, на 3-4й неделе появляется рефлекс и на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок также замолкает, движения его тормозятся. В период между тремя и пятью неделями появляется и зрительное сосредоточение. Оно выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений.

С появлением двигательного и слухового сосредоточения начинается перестройка двигательной активности ребенка. В первые недели жизни его движения имеют импульсивный и хаотический характер и представляют собой органические отправления. Фиксирование предмета глазами и поворот головы в сторону звука с одновременным торможением хаотических движений являются первыми двигательными актами, носящими характер поведения, т.е. связывающие ребенка с внешней предметной действительностью.[Э.стр.29]

«На третьей неделе жизни появляется первый натуральный условный рефлекс на положение ребенка при кормлении, а к концу первого месяца жизни – и первые условные рефлексы на изолированные раздражители».(Э,стр.29)

Д.Б. Эльконин согласен с описанием психической жизни новорожденного, данным И.М. Сеченовым: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи, но ничто не говорит против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать.»(Э,стр.29)

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона)
Цель: изучение свойств внимания: устойчивости и концентрации. Материалы: исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр (см. Приложение 1). Описание методики: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции знаки (буквы, цифры). Инструкции: «Р ...

Место самооценки в структуре самосознания
В отечественной психологической науке самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть (Рубинштейн, 1973, 2006; Чеснокова, 1977; Захарова, 1989; Бороздина, 1992). Самосознание – это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения. Самосознание включает три главны ...

Взгляды Рональда Лейнга
Рональд Дональд Лейнг родился в 1927 году в Глазго, в Шотландии. Там же он получил медицинское образование. Его знакомство с миром душевнобольных пациентов состоялось во время двухлетней службы психиатром в британской армии. С 1956 по 1965 г. он проводил клинические исследования в Тавистокском институте человеческих отношений в Лондоне. Между 1962 и 1965 гг. Лейнг руководил клиникой Лангама в Ло ...