Проявления психической жизни
во младенчествеСтраница 2
В конце первого и в начале второго месяца жизни появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, показывающие выделение им взрослых из окружающей обстановки. Такой специфической формой реагирования является комплекс оживления, заключающийся в улыбке и зрительном сосредоточении на лице человека, наклонившегося над ребенком, с интенсивными и быстрыми движениями младенца – вскидыванием ручек и перебиранием ножек.
В период появления ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители никакого различия в реакциях на человека и другие предметы нет. Эту реакцию можно считать начальной формой специфической связи между ребенком и взрослым. Появление этой связи знаменует конец периода новорожденности и начало младенчества.[Э.стр.30]
Д.Б. Эльконин пишет, что «Природа этой реакции выяснена еще недостаточно. Возможно, она является особым эмоциональным состоянием, возникающим на основе того, что общение ребенка со взрослым часто подкрепляется пищей, прием которой вызывает положительные эмоции.»(Э,стр.30)
Однако ниже он приводит данные М.Ю. Кистяковской о том, что положительные эмоциональные реакции непосредственно не связаны с удовлетворением органических потребностей. Устранение утомления сном, голода – пищей только снимает отрицательные эмоциональные реакции и тем самым создает предпосылки для возникновения положительных реакций, но само по себе их не порождает. Наоборот, у ребенка, находящегося вследствие неудовлетворения этих потребностей в отрицательном эмоциональном состоянии, можно на некоторое время вызвать положительную реакцию на основе общения с ним. Положительное эмоциональное реагирование, проявляющееся в улыбке и оживленных движениях, а позднее в гулении и смехе, связано не с удовлетворением органических потребностей, а является показателем новой социальной потребности – потребности в общении.[Э,стр.31]
Другое по теме:
Теоретические основы исследования и развития памяти у детей с нарушением
зрения старшего дошкольного возраста. Теоретический подход
к отбору методик констатирующего этапа эксперимента
Целью констатирующего эксперимента исследования стало выявление особенностей развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях детских дошкольных учреждений.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
– подобрать и адаптировать методики по диагностике уровня развития зрительной памяти и проте ...
Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована не полностью из-за неудовлет ...
Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствова ...