Описание полученных результатов
Страница 6

Мы предложили матерям детей раннего возраста с различным типом адаптации к дошкольному учреждению заполнить анкету, разработанную Е.О. Смирновой и М.В. Быковой (Приложение 2) [33, c.65].

Анкета содержит 22 вопроса открытого типа, направленных на выяснение степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения. Предполагалось, что личностное отношение будет выявляться в ответах, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родительского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ребенка в конкретной ситуации), в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт. Поскольку личностное отношение предполагает отсутствие жесткой стратегии воспитания, мы полагали, что оно может также проявляться в неопределенных ответах, типа "затрудняюсь ответить", "не знаю" и пр. Предметное отношение, предположительно, должно было выразиться в конкретных ценностных ориентациях родителей по таким параметрам как: 1) ценность общения и морального развития, 2) ценность интеллекта и умственного развития ребенка, 3) развитие воли и произвольности, 4) самостоятельности.

Например, на вопрос "Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего", родители давали ответы такие как:

а) добрым и отзывчивым (1ответ)

б) целеустремленным, настойчивым (2 ответа)

в) веселым и счастливым (12 ответов)

г) таким, какой он есть (1 ответ)

д) умным и сообразительным (3 ответа)

е) приспособленным к самостоятельной жизни (1 ответ).

Ответы в) и г) рассматривались как свидетельство личностного отношения к ребенку; ответы а), б), д), е) — предметного.

Таким образом, личностное отношение к ребенку отмечено в 13 семьях (65%). В остальных 7 семьях – предметное отношение к ребенку. Семь этих семей относятся к основной группе исследования.

Подобным образом были проанализированы остальные вопросы, вычислен усредненный процент, который представлен в таблице 7.

Ответы на некоторые вопросы, данные в анкете, существенно различались по содержанию. Например, на вопрос "Как Вы поступите, если ребенок испортил ценную вещь?" ответы мам были очень разнообразными:

− никак, это целиком вина родителей;

− скажу, чтобы больше так не делал и объясняю почему; - пытаюсь найти причину;

− объясню, что вещь стоит дорого;

− злюсь на себя, что оставила на видном месте

− постараюсь вместе с ребенком, поправить испорченное;

− ругаю;

− если нарочно - нашлёпаю, если случайно - постараюсь утешить ребенка, объяснить, что это не его вина.

На вопрос "Что Вы цените в Вашем ребенке больше всего?" давались, например, такие ответы:

− его самого;

− упорство и любознательность;

− чувство юмора;

− всё;

− доброту, щедрость, талант;

− самостоятельность;

− его выбор;

− ласку, доброту, ум;

− затрудняюсь ответить: все - и хорошее и плохое;

− жизнерадостность;

Судя по ответам, в ситуации когда ребенок не хочет ложиться спать каждая мама поступает по-своему:

− попрошу просто полежать, чтоб отдохнули ручки, ножки, глазки.

− даю бодрствовать, пока не свалится;

− захочет уснет;

− читаю книжки, рассказываю сказки;

− все равно укладываю;

− укачиваю;

− ложусь рядом;

− выключаю свет и закрываю дверь;

− выясню причину;

− предложу полежать, послушать музыку, сама сажусь рядом.

Таблица 7 Данные ответов матерей на вопросы анкеты

Категория

Усредненный процент предметно-ориентированных ответов

Усредненный процент личностно-ориентированных ответов

Мамы детей с легкой адаптацией к ДОУ

35 %

65 %

Мамы детей со средней адаптацией к ДОУ

48%

52%

Мамы детей с тяжелой адаптацией к ДОУ

60 %

40 %

На некоторые вопросы анкеты, мамами давались очень схожие по содержанию ответы. Свою родительскую задачу матери видят в том, чтобы:

− воспитать достойного человека;

− воспитать ребенка цельным, самостоятельным, интеллигентным, дать хорошее образование.

Так, на вопрос "В отношениях с Вашим ребенком, Вам не хватает ." большинство опрошенных ответило - времени и терпения.

Если ребенок нарушает запрет, то большинство матерей, судя по ответам на вопрос "Как вы поступите, если ребенок нарушил Ваш запрет?" предпочитают наказывать или ругать ребенка, повторяя свой запрет. Лишь одна мама из двадцати - отвечает, что у нее, для ребенка такого возраста (2,7 лет) практически нет запретов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме:

Исследование взаимосвязи локуса контроля личности со стрессоустойчивостью. Методы и процедура исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить типы направленности локуса контроля, личностные особенности людей, принадлежащих к тому или иному типу и уровень их стрессоустойчивости. Для исследования типов локуса контроля была использована «Шкала И-Э» Дж. ...

Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произво ...

Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила п ...