Исследования взаимосвязи памяти и интереса
Страница 1

Когда рассматривают вопрос об интересе, довольно часто представляется доказательством наличия интереса к чему-либо эмоций [36,42, 46,70]. Проявление человеком эмоций по отношению к чему-нибудь определяется вниманием и интересом к данному объекту, причем положительность, или отрицательность эмоции абсолютно не важна [42,с.41].

Довольно многочисленны эксперименты по изучению влияния эмоций на запоминание. Еще в ранних исследованиях было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми, как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные [16,с.98]. Даже бессмысленные слоги в сочетании с явно привлекательными или непривлекательными лицами на фотографиях запоминаются лучше, чем те же слоги в сочетании с умерен привлекательными [16,с.56]. Как непосредственное, так и отсроченное узнавание лиц на фотографиях осуществлялось как более высоком уровне в том случае, если лицо, изображенное на фотографии, сравнивалось субъектом с самим собой, т. е. оценивалось более эмоционально [26,с.156].

Более сложны закономерности влияния знака эмоций на эффективность запоминания. При воспроизведении слов сразу после заучивания различия в сохранении приятного и неприятного материала незначительны или равны нулю, однако при отсроченном воспроизведении влияние знака на предпочтение материала возрастает [67,с.84].

Преимущественное запоминание и воспроизведение позитивной или негативной информации связано с личностными особенностями испытуемых, а также с их исходным эмоциональным состоянием. В литературе, однако, имеются на этот счет различные мнения.

Так, начиная с Г. Эббингауза (1911) [16,с.112], многие авторы считали, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Эта точка зрения нашла широкое распространение благодаря теории З.Фрейда о вытеснении из памяти неприятных впечатлений [16,с.114]. Однако П. Блонский: (1979) показал обратные результаты [16,с.116], а ряд авторов вообще не обнаружили никакого различия в эффективности запоминания приятных или неприятных событий. Наконец, еще в ранних работах было показано, что на эффективность запоминания положительно или отрицательно эмоционально окрашенного материала влияет время воспроизведения и при отсроченном воспроизведении лучше сохраняются слова, вызывающие приятные ассоциации [16,с.118]. С открытием феноменов перцептивной защиты и сенсибилизации исследование запоминания позитивного и негативного эмоционального материала велось уже с учетом личностных особенностей испытуемых [67,с.86].

Было обнаружено, что чаще забываются слова-табу теми испытуемыми, которые характеризуются реакцией подавления при осознании этих слов; такие испытуемые как бы избегают слова-табу, завышая частоту других слов. Испытуемые с повышенной восприимчивостью к неприятным воздействиям (и подавлением приятных) завышают частоту именно неприятных слов и наоборот [67,с.86]. Выявлена связь между полезависимостью» и запоминанием эмоционально окрашенной информации: зависимые от поля испытуемые чаще «забывают» неприятный материал. Не только личностные особенности, но и исходное эмоциональное состояние испытуемых воздействует на воспроизведение эмоционально окрашенной информации [67,с.86]. Внушенная временная депрессия уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной, внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий [67,с.86].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Психологические условия успеха на переговорах
Существует ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ...

Анализ особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи: - выявить способность изображать оригинальные образы; - оценить степень развития воссоздающего воображения. В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраст ...

Взгляды Роберто Ассаджиоли
Роберто Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал в Венеции. Психотерапевтическую подготовку он получил как фрейдистский психоаналитик, и ему довелось стать одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г. он стал серьёзно возражать против учения Фрейда. Ассаджиоли охарактеризовал подход Фрейда как такой, который не может быть назван неверным, но является односторонним ...