Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 1

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени.

Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все три изображения, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек, либо 2-3 изображений за время от 45 до 55 сек. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 2-3 изображений за время от 55 до 65 сек. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 65 до 75 сек, либо не узнал на картинке ни одною изображения в течение 90 сек и более.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

10,0

Средний

70,0

Низкий

20,0

Анализ полученных данных показал, что 20,0% детей с нарушением зрения пассивны, безразличны к работе. Один раз осмотрев картинки, считают, что все запомнили, т. к. геометрические фигуры являются знакомыми им по содержанию. Дети воспроизводят то, что запомнили без попыток припомнить: сразу быстро называют все, что вспоминается, и отказываются продолжать.

70,0% детей с косоглазием и амблиопией показали средний уровень продуктивности мнемического процесса запоминания. Дети применяют механические приемы запоминания, повторяют названия геометрических фигур, пересчитывают их пальцем, меняют порядок повторения по рядам: в прямом и в обратном направлении и т.д. Вспоминают механически или в порядке заучивания, пытаясь вспомнить, чего еще не хватает, какую фигуру еще не назвали. При повторном предъявлении активны, радуются, узнавая пропущенные ими картинки.

Высокий уровень продуктивности запоминания показали лишь 10,0% детей. Эти дети активны, внимательны, их деятельность целенаправленна. Дети владеют умениями принимать задачу и на протяжении выполнения всего задания действовать в соответствии с необходимостью запомнить информацию. Они применяют различные принципы группировки фигур: от формальных (по форме), до смысловых. Воспроизводят информацию в том же порядке, что и заучивали (логическое припоминание). Припоминание носит развернутый во внешней речи характер, а иногда обнаруживается свернутый процесс припоминания (в плане внутренней речи). Наблюдается критическое отношение к своим возможностям, что свидетельствует о росте самосознания.

Во втором задании ребенку предлагалось запомнить, а затем воспроизвести по памяти из палочек разной длины девять фигур, предъявляемых по очереди в виде образцов. Первые три фигуры ребенок воспроизводит, глядя на образец, а остальные – по памяти после кратковременного показа в течение 3-5 секунд. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:

– к первому (высокому) уровню отнесено безошибочно выполненное задание, либо незначительные искажения размеров фигур № 7,8,9;

– ко второму (среднему) уровню отнесены работы с небольшими нарушениями симметрии, негрубое искажение формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;

– к третьему (низкому) уровню отнесены результаты примитивного изображения, нечеткость линий, искажение формы фигур, инверсия фигур (поворотов фигуры).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Конфликты в обществе
Общество как сложный социальный организм живет и развивает­ся по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной систе­ме, возникают конфликты. Объективной основой возникновения конфликтов в обществе яв­ляется наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого рода - нациями, го­сударствами, классами (социальными группами), партиями, союз ...

Оценка как междисциплинарная проблема
Самым первым вопросом, с которого в данном случае приходится начать анализ является терминологический вопрос. Дело в том, что «оценка» является не только широко распространенным в разговорном языке, но и многозначным словом. При его употреблении в жизненных ситуациях люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке его научного определения, как, кстати, и во всех подобных случ ...

Ступени психотерапии
1. Создание устойчивых доброжелательных отношений и установление конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом как прочный фундамент всего процесса психотерапии. 2. Изложение проблемы пациентом, включая его "субъективную теорию болезни". 3. Анализ проблемы с учетом существующих в настоящее время условий, истории жизни пациента и функционального значения проблемы. ...