Познавательные процессы
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Познавательные процессы

Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ – обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: 1) свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса; 2) свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.

К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы: а) объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; б) точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; в) полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; г) быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Во второй группе среди основных «сущностных» свойств восприятия выделяются: а) константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия; б) осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом; в) структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры; г) целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа; д) предметность восприятия – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; е) обобщенность восприятия – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку; ж) избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Внимание, его свойства и виды. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью; сосредоточенностью; переключаемостью; распределением; объемом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. Распределение внимания состоит в способности параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации.

Виды внимания: 1) Природное внимание дано человеку в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. 2) Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты. 3) Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 4) Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. 5) Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страх ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...

Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями
В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества. Современные условия жизни населения промышленных городов и мегаполисов характеризуется большим многообр ...