Познавательные процессы
Страница 3

Психология » Психология и педогогика » Познавательные процессы

Классификация – систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы.

Воображение, его формы и механизмы. Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение выражается в: а) построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; б) создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в) продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; г) создании образов, соответствующих описанию объекта.

Виды воображения. В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как пассивное и активное. Активное воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение. Пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. К формам воображения относятся: мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.

Язык и речь. В психологии речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна, в то время, как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Функции речи: воздействия; сообщения; выражения; обозначения. В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Свойства речи: 1) содержательность – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности; 2) понятность – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; 3) выразительность – это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной; действенность – это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Дифференциально-диагностический опросник
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – ...

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Особенности индивидуальной работы воспитателя внутренних войск
Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях. При этом наиболее значимыми из них выступают особенности организации воспитательной работы в подразделениях по охране и конвоированию осужденных, а также подразделениях специального назначения. Ее основная цель ...