Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 2

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

30,0

Средний

50,0

Низкий

20,0

Как мы видим, большинству детей соответствует средний уровень выполнения задания. Дети затруднялись в формировании правильной траектории при выполнении графического элемента. Это обусловлено тем, что дети с нарушением зрения стремятся, прежде всего, выполнить задание (указание педагога), т. е. выложить фигуры, но не владеют способом четкого выполнения задания («как делать»). Вследствие этого у некоторых детей наблюдались небольшие нарушения симметрии, негрубое искажение формы фигуры.

Часть детей (20,0%) допускали ошибки даже при копировании образца, что связано с недостаточным анализом последнего, стремление выполнить задание быстрее, чем другие дети. При воспроизведении по памяти наблюдались следующие типичные ошибки:

– искажение предметного изображения, т. е. изображения не соответствующего реальному предмету. Например, вместо ромба дети выкладывали треугольник;

– неправильное соотнесение образа-представления с графически изображенным объектом даже при назывании основных деталей предмета (после того, как ребенок не мог опознать изображение, ему давалось его название с просьбой выложить образец буквы Н, стрелы и т. д.);

– инверсия в изображении фигур.

При выполнении задания было отмечено, что для большинства детей с косоглазием и амблиопией одного прочтения инструкции оказалось недостаточно. По ходу выполнения задания детям приходилось объяснять, что фигуры должны быть одинаковыми с образцом, им требовалась организующая их действия помощь.

Снижение уровня организации действий было вызвано также состоянием тревоги, причем при копировании образца дети допускали больше ошибок, чем при его воспроизведении по памяти. Это можно объяснить тем, что при наличии установки на запоминание у детей с косоглазием и амблиопией усиливается сосредоточенность на деталях фигуры, вызванная опасением пропустить какую-либо из них.

Вторая серия была направлена на изучение особенностей протекания мнемического процесса узнавания. В задании детям предъявлялась таблица с изображением фигур, которые было необходимо запомнить. Сразу после показа предъявлялась другая таблица, где фигуры-эталоны располагались в случайном порядке среди других фигур. Ребенку было необходимо опознать среди них те, которые он запоминал.

Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все девять изображений, либо 7-8 изображений, показанных ему. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 6 фигур. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал меньше 6 фигур.

Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Успешность узнавания зрительных образов (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

Средний

70,0

Низкий

30,0

Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей с косоглазием и амблиопией пассивны, безразличны к работе. Они не могут внимательно рассмотреть картинки, бросают беглый взгляд и тут же просят показать другие, постоянно отвлекаются на побочные ассоциации и комментарии. Нуждаются в напоминании о цели задания. Дети сразу воспроизводят то, что запомнили, используя механические приемы воспоминания. На просьбу подумать еще, припомнить, никак не откликаются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала. Организация исследования
Исследование влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала проводилось на II и IV курсах факультета психологии Пятигорского государственного Лингвистического университета. В исследовании приняли участие 17 человек: 3 юношей и 14 девушек в возрасте от 17 до 21 года. Гипотеза исследования: Студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладаю ...

Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По мнению Л. С. Выготского (1930), память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ...

Процедура исследования и характеристика выборки
Исследование проводилось в четыре этапа, и состояло из двух экспериментов. Первый был проведен с целью установления влияния степени интереса к объекту запоминания на успешность его сохранения в памяти. Второй был направлен на установление влияния интереса к преподаваемому предмету в ВУЗе на успешность его усвоения и успешную сдачу итогового экзамена по этому предмету. Вся процедура исследования ...