Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессоСтраница 2
Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)
Уровень |
Процентное соотношение детей |
Высокий |
30,0 |
Средний |
50,0 |
Низкий |
20,0 |
Как мы видим, большинству детей соответствует средний уровень выполнения задания. Дети затруднялись в формировании правильной траектории при выполнении графического элемента. Это обусловлено тем, что дети с нарушением зрения стремятся, прежде всего, выполнить задание (указание педагога), т. е. выложить фигуры, но не владеют способом четкого выполнения задания («как делать»). Вследствие этого у некоторых детей наблюдались небольшие нарушения симметрии, негрубое искажение формы фигуры.
Часть детей (20,0%) допускали ошибки даже при копировании образца, что связано с недостаточным анализом последнего, стремление выполнить задание быстрее, чем другие дети. При воспроизведении по памяти наблюдались следующие типичные ошибки:
– искажение предметного изображения, т. е. изображения не соответствующего реальному предмету. Например, вместо ромба дети выкладывали треугольник;
– неправильное соотнесение образа-представления с графически изображенным объектом даже при назывании основных деталей предмета (после того, как ребенок не мог опознать изображение, ему давалось его название с просьбой выложить образец буквы Н, стрелы и т. д.);
– инверсия в изображении фигур.
При выполнении задания было отмечено, что для большинства детей с косоглазием и амблиопией одного прочтения инструкции оказалось недостаточно. По ходу выполнения задания детям приходилось объяснять, что фигуры должны быть одинаковыми с образцом, им требовалась организующая их действия помощь.
Снижение уровня организации действий было вызвано также состоянием тревоги, причем при копировании образца дети допускали больше ошибок, чем при его воспроизведении по памяти. Это можно объяснить тем, что при наличии установки на запоминание у детей с косоглазием и амблиопией усиливается сосредоточенность на деталях фигуры, вызванная опасением пропустить какую-либо из них.
Вторая серия была направлена на изучение особенностей протекания мнемического процесса узнавания. В задании детям предъявлялась таблица с изображением фигур, которые было необходимо запомнить. Сразу после показа предъявлялась другая таблица, где фигуры-эталоны располагались в случайном порядке среди других фигур. Ребенку было необходимо опознать среди них те, которые он запоминал.
Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все девять изображений, либо 7-8 изображений, показанных ему. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 6 фигур. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал меньше 6 фигур.
Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Успешность узнавания зрительных образов (количество в %)
Уровень |
Процентное соотношение детей |
Высокий |
– |
Средний |
70,0 |
Низкий |
30,0 |
Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей с косоглазием и амблиопией пассивны, безразличны к работе. Они не могут внимательно рассмотреть картинки, бросают беглый взгляд и тут же просят показать другие, постоянно отвлекаются на побочные ассоциации и комментарии. Нуждаются в напоминании о цели задания. Дети сразу воспроизводят то, что запомнили, используя механические приемы воспоминания. На просьбу подумать еще, припомнить, никак не откликаются.
Другое по теме:
Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована не полностью из-за неудовлет ...
Российская психология в новых условиях: деидеологизация науки
Ни в одной стране за пределами так называемого социалистического лагеря развитие науки не находилось в такой зависимости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государствах, подверженных влиянию большевистской идеологии. В первую очередь это относится к России. Понятно, что те изменения в экономике и политике, которые произошли в новых условиях, существенно сказались н ...
Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:1. Признать существование неформальной организации.Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое м ...