Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личностиСтраница 1
Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению его ценности. Одни психологи определяют будущее соотносительно с прошлым и настоящим, другие - с точки зрения его структурированности, третьи - ценностного содержания. Но следует различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления, а не останавливаться на одном понятии и приравнивать его ко всем остальным.
Психологическая перспектива - это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эта способность зависит от типов личности. У одних людей представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других - с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих - с личными устремлениями и потребностями. Эти различия возникают в зависимости от ценностных ориентаций, предпочитаемых сфер жизни.
Личностная перспектива - это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее. Личностная перспектива - свойство личности, показывающее ее зрелость, потенциал ее развития, сформировавшиеся способности к организации времени.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, у кого существует собственная жизненная позицией, которая целостным образом определяет будущее личности. Все три вида перспектив зависят друг от друга и взаимосвязаны. Но наличие одной из них не предполагает обязательное существование у человека другой.[14]
Также существуют личностные и ситуативные или ситуационные аспекты временной перспективы личности, которые непосредственным образом влияют на формирование временной перспективы личности в ее онтогенетическом развитии. В качестве личностных детерминант выделяют такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность.
Фактор личностной тревожности -особенность испытывать эмоциональное
Беспокойство. Он определяет и особое эмоциональное отношение ко времени.
Локус контроля - характеристика, отражающая степень принятия ответственности за происходящие событие, представляется значимой для развития активности во времени.
Самоэффективность – параметр представлений о собственной компетентности для проявления активности. Он связан с планированием времени и проявлением активности в практической организации временной перспективы.
К ситуационным факторам относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Это дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Необходимы были исследования факторов, влияющих на организацию временной перспективы. Гипотеза исследования психологов состояла в том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени.
Для оценки личностных особенностей использовались различные методики и опросники с целью определения общего (в том числе эмоционального) отношения ко времени, а также проявления активности в практической организации времени. Существовала основная группа, состоящая из 100 человек и контрольная, состоящая из 50.Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.
Другое по теме:
Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе
из начальной школы в основную. Психологические особенности
младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А. Цукерман, показали, что ...
Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание
Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танцетерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет у ...
Корреляция
Следующий метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название метод корреляций. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях ...


