Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности
Страница 1

Психология » Формирование временной перспективы в онтогенезе » Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности

Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению его ценности. Одни психологи определяют будущее соотносительно с прошлым и настоящим, другие - с точки зрения его структурированности, третьи - ценностного содержания. Но следует различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления, а не останавливаться на одном понятии и приравнивать его ко всем остальным.

Психологическая перспектива - это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эта способность зависит от типов личности. У одних людей представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других - с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих - с личными устремлениями и потребностями. Эти различия возникают в зависимости от ценностных ориентаций, предпочитаемых сфер жизни.

Личностная перспектива - это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее. Личностная перспектива - свойство личности, показывающее ее зрелость, потенциал ее развития, сформировавшиеся способности к организации времени.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, у кого существует собственная жизненная позицией, которая целостным образом определяет будущее личности. Все три вида перспектив зависят друг от друга и взаимосвязаны. Но наличие одной из них не предполагает обязательное существование у человека другой.[14]

Также существуют личностные и ситуативные или ситуационные аспекты временной перспективы личности, которые непосредственным образом влияют на формирование временной перспективы личности в ее онтогенетическом развитии. В качестве личностных детерминант выделяют такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность.

Фактор личностной тревожности -особенность испытывать эмоциональное

Беспокойство. Он определяет и особое эмоциональное отношение ко времени.

Локус контроля - характеристика, отражающая степень принятия ответственности за происходящие событие, представляется значимой для развития активности во времени.

Самоэффективность – параметр представлений о собственной компетентности для проявления активности. Он связан с планированием времени и проявлением активности в практической организации временной перспективы.

К ситуационным факторам относятся те параметры ситуации, в которых оказываются люди в условиях современного общества, характеризующегося ускорением всех процессов социального развития. Это дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Необходимы были исследования факторов, влияющих на организацию временной перспективы. Гипотеза исследования психологов состояла в том, что особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени.

Для оценки личностных особенностей использовались различные методики и опросники с целью определения общего (в том числе эмоционального) отношения ко времени, а также проявления активности в практической организации времени. Существовала основная группа, состоящая из 100 человек и контрольная, состоящая из 50.Анализ полученных результатов показал, что при высокой личностной тревожности воздействие ситуационных факторов вызывает повышение уровня активности в практической организации времени, снижение позитивного отношения к прошлому, но планирование и осознание времени и отношение к будущему и настоящему остаются неизменными. При умеренной личностной тревожности воздействие выделенных параметров ситуации приводит к повышению уровня развития планирования и осознания времени при этом отношение ко времени и уровень активности остаются неизменными.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Общая характеристика понятия "агрессия"
Способность к прогнозированию позволяет подросткам обратить внимание на последствия агрессивного поведения, поэтому целесообразно перейти далее к рассмотрению понятия "агрессия". До сих пор нет четкого определения понятия "агрессия". Известно, что в быту термин агрессия имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий [4; 5; 6; 16; 37; 46; ...

Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность
По Платонову, можно выделить пять социально-психологических типов семей, в которых вполне возможно появления суицидальной активности: 1. «Дезинтегрированная семья, характерными особенностями которой являются обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними. Особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтегрированной семье, в которой кто-то ...

Методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования
Цель данной работы – изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом. Гипотеза: Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени. Задачи : 1 .Провести теоретический анализ литературы по данной теме. 2 .Определить предмет организации временной перспективы в онтогенезе. 3. Проанализировать особенности восприятия врем ...