Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессоСтраница 3
Большинство детей с нарушением зрения (70,0%) при просмотре задерживают взгляд на фигурах как можно дольше, называют изображение, дают ему более обобщенное название или, напротив, более конкретное, выделяют особенности предметов. Процесс запоминания у этих детей уже является целенаправленным, дети умеют сохранить интерес к выполнению задания на протяжении всей деятельности. Во время припоминания используют специальные приемы: механического припоминания в той же последовательности, что и на образце, воспроизводящее повторение (с целью извлечь из памяти следующее за повторяемым слово), задают вопросы, повторяют слова, чтобы получить обратную связь («А эту фигуру я называл?»).
В третьей серии изучалась продуктивность воспроизведения. В первом задании серии ребенка предлагалось последовательно воспроизвести увиденные на образце точки в течение 15 секунд на пустой карточке. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:
– к первому уровню отнесены работы с четким расположением точек, безошибочно выполненное задание;
– ко второму уровню отнесены работы с безошибочным воспроизведение 3 или 2 точек, негрубым искажением формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;
– к третьему уровню отнесены результаты восстановления по памяти 1 точки, либо отрицательный результат выполнения задания, примитивное изображение точек, искажение их формы.
Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Успешность воспроизведения по памяти (количество в %)
Уровень |
Процентное соотношение детей | |
Высокий |
10,0 | |
Средний |
3 точки |
30,0 |
2 точки |
20,0 | |
Низкий |
1 точка |
30,0 |
0 точек |
10,0 |
В процессе воспроизведения большинство (90,0%) детей бегло осматривало образец и начинало выполнять задание, а по завершению работы практически не сверялось с образцом. Результат их работы, как правило, вполне удовлетворял. Затруднения, вызванные в процессе воспроизведения точек не стимулировали активности ребенка к детальному анализу образца. Дети не использовали вспомогательных приемов запоминания (например, подсчет рядов и количества точек), они механически запоминали образец, не обращая внимания на количество точек, не устанавливали никаких логических связей между предыдущим и заданием и последующим.
Механическое запоминание образца давало сбой при предъявлении более сложных карточек (с тремя и четырьмя точками), что вызывало у детей реакцию отказа: «Я это не запомню!», но после одобрения и стимулирующей помощи экспериментатора они приступали к работе.
У тестируемых старших дошкольников в некоторых случаях можно отметить недоразвитие мелкой моторики, недостаточную скоординированность функций в системе «глаз – рука». Многие работы отличались небрежностью исполнения, искажениями достаточно простого геометрического тела (точки). Размеры выполненных точек были либо выражено уменьшены, либо увеличены. Вызывало трудность и пространственное расположение точек.
Лишь 10,0% старших дошкольников с нарушением зрения поняли истинный смысл задания, заключающийся не только в запоминании расположения точек на карточке, но и в том, что точки из предыдущей карточки не меняют своего местоположения, просто к ним добавляется еще одна. Эти дети очень внимательно анализировали образец, подсчитывали количество точек на карточке, вспоминали, как были расположены точки в предыдущем задании, что позволило им быстро и безошибочно справиться с заданием.
Другое по теме:
Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии. Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и
бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается с ...
Суммы
35
29
26
90
Примечания: Н – низкий уровень физической агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности ...
Эмоциональное развитие младенца
Доктор Фрейд писал, что младенцы могут выражать лишь свои негативные эмоции, и делают они это при помощи плача. Однако, кроме того новорожденные могут улыбаться.
«Начиная с открытия сновидений у сильно недоношенных детей, мы получили доказательства того, что доношенные дети могут улыбаться за два месяца до рождения. Ранние улыбки являются частичными улыбками, вовлекающими рот в щеки, но не случ ...