Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 3

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Большинство детей с нарушением зрения (70,0%) при просмотре задерживают взгляд на фигурах как можно дольше, называют изображение, дают ему более обобщенное название или, напротив, более конкретное, выделяют особенности предметов. Процесс запоминания у этих детей уже является целенаправленным, дети умеют сохранить интерес к выполнению задания на протяжении всей деятельности. Во время припоминания используют специальные приемы: механического припоминания в той же последовательности, что и на образце, воспроизводящее повторение (с целью извлечь из памяти следующее за повторяемым слово), задают вопросы, повторяют слова, чтобы получить обратную связь («А эту фигуру я называл?»).

В третьей серии изучалась продуктивность воспроизведения. В первом задании серии ребенка предлагалось последовательно воспроизвести увиденные на образце точки в течение 15 секунд на пустой карточке. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:

– к первому уровню отнесены работы с четким расположением точек, безошибочно выполненное задание;

– ко второму уровню отнесены работы с безошибочным воспроизведение 3 или 2 точек, негрубым искажением формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;

– к третьему уровню отнесены результаты восстановления по памяти 1 точки, либо отрицательный результат выполнения задания, примитивное изображение точек, искажение их формы.

Полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Успешность воспроизведения по памяти (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

10,0

Средний

3 точки

30,0

2 точки

20,0

Низкий

1 точка

30,0

0 точек

10,0

В процессе воспроизведения большинство (90,0%) детей бегло осматривало образец и начинало выполнять задание, а по завершению работы практически не сверялось с образцом. Результат их работы, как правило, вполне удовлетворял. Затруднения, вызванные в процессе воспроизведения точек не стимулировали активности ребенка к детальному анализу образца. Дети не использовали вспомогательных приемов запоминания (например, подсчет рядов и количества точек), они механически запоминали образец, не обращая внимания на количество точек, не устанавливали никаких логических связей между предыдущим и заданием и последующим.

Механическое запоминание образца давало сбой при предъявлении более сложных карточек (с тремя и четырьмя точками), что вызывало у детей реакцию отказа: «Я это не запомню!», но после одобрения и стимулирующей помощи экспериментатора они приступали к работе.

У тестируемых старших дошкольников в некоторых случаях можно отметить недоразвитие мелкой моторики, недостаточную скоординированность функций в системе «глаз – рука». Многие работы отличались небрежностью исполнения, искажениями достаточно простого геометрического тела (точки). Размеры выполненных точек были либо выражено уменьшены, либо увеличены. Вызывало трудность и пространственное расположение точек.

Лишь 10,0% старших дошкольников с нарушением зрения поняли истинный смысл задания, заключающийся не только в запоминании расположения точек на карточке, но и в том, что точки из предыдущей карточки не меняют своего местоположения, просто к ним добавляется еще одна. Эти дети очень внимательно анализировали образец, подсчитывали количество точек на карточке, вспоминали, как были расположены точки в предыдущем задании, что позволило им быстро и безошибочно справиться с заданием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...

Психическая депривация и ее виды
Если обратиться к определению депривации, то ее можно рассмотреть как неудовлетворенную потребность, происходящую в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Выделяют несколько типов депривации: сенсорная - заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду; дв ...

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...