Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 4

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Таким образом, ошибки при выполнении этого задания у детей свидетельствуют о несовершенстве их образной памяти, об отсутствии вспомогательных приемов запоминания, о несовершенстве зрительно-моторных координаций, о недостаточности умения анализировать форму образца, сличать свой вариант с образцом.

Во втором задании ребенку предлагалась таблица с картинками, которые необходимо было запомнить. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:

– первый (высокий) уровень – можно говорить о наличии хорошей образной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти могут быть легко компенсированы. Если линейная связь допускает только последовательный (в одном направлении) просмотр информации и последующее ее воспроизведение, то при структурной связи оказывается возможным не простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование.

– второй (средний) уровень – образная зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная;

– третий (низкий) уровень – образная зрительная память практически не развита. Однако наличие наглядной информации будет улучшать запоминание материала, но ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания информации.

Полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 Успешность воспроизведения зрительных образов по памяти (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

10,0

Средний

60,0

Низкий

30,0

Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей имеют низкий уровень развития образной памяти. Дети путались в словесном обозначении предметов, искажая их смысловое содержание. Так, вместо кубика дети называли «молоток», вместо топора, бабочку называли «цветком». Это объясняется образным кодированием нечеткой зрительной информации о реальных объектах: ребенок запоминает не то, что видит, а тот образ, который у него при этом активизируется. При этом зрительные представления и их четкость зависят от того, насколько реально ребенок знаком с объектом и имеет чувственное представление о нем.

Большинство детей с нарушением зрения (60,0%) показали средний уровень развития образной памяти, которая еще характеризуется как простая, ассоциативная. Для такого вида образной памяти характерно неточное, частичное воспроизведение информации. Например, дети вспоминают только слог «СО», а двойка «забывается», называют «треугольник», не упоминая кружок внутри него. Это можно объяснить тем, что у детей с косоглазием и амблиопией сложнее идет формирование целостности образа объекта и как следствие дефицитарность дифференциации главных и второстепенных признаков предмета, недостаточность анализа и синтеза основных отличительных признаков. Также это можно объяснить изобилием наглядной информации без достаточных речевых разъяснений, что осложняет процессы восприятия и запоминания материала.

Только 10,0% детей с косоглазием и амблиопией запомнили более семи картинок и имеют высокий уровень развития образной зрительной памяти, т. е. можно говорить о наличии у них структурной памяти. Структурная память отличается от ассоциативной тем, что запоминание происходит не последовательно, а одновременно, путем объединения в некий целостный образ. У этих детей структурная связь позволяет симультанно (одновременно и целостно) представить всю информацию, проанализировать внутренние связи и произвести различные преобразования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Обстоятельства, играющие роль в выборе методик патопсихологического исследования
1. Цель исследования-дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии. Там, где-предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально- мнестических расстройств - другие. Для многократны ...

Управление эмоциями
Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается? Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам. У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели. ...

Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности ...