Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 4

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Таким образом, ошибки при выполнении этого задания у детей свидетельствуют о несовершенстве их образной памяти, об отсутствии вспомогательных приемов запоминания, о несовершенстве зрительно-моторных координаций, о недостаточности умения анализировать форму образца, сличать свой вариант с образцом.

Во втором задании ребенку предлагалась таблица с картинками, которые необходимо было запомнить. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:

– первый (высокий) уровень – можно говорить о наличии хорошей образной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти могут быть легко компенсированы. Если линейная связь допускает только последовательный (в одном направлении) просмотр информации и последующее ее воспроизведение, то при структурной связи оказывается возможным не простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование.

– второй (средний) уровень – образная зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная;

– третий (низкий) уровень – образная зрительная память практически не развита. Однако наличие наглядной информации будет улучшать запоминание материала, но ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания информации.

Полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 Успешность воспроизведения зрительных образов по памяти (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

10,0

Средний

60,0

Низкий

30,0

Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей имеют низкий уровень развития образной памяти. Дети путались в словесном обозначении предметов, искажая их смысловое содержание. Так, вместо кубика дети называли «молоток», вместо топора, бабочку называли «цветком». Это объясняется образным кодированием нечеткой зрительной информации о реальных объектах: ребенок запоминает не то, что видит, а тот образ, который у него при этом активизируется. При этом зрительные представления и их четкость зависят от того, насколько реально ребенок знаком с объектом и имеет чувственное представление о нем.

Большинство детей с нарушением зрения (60,0%) показали средний уровень развития образной памяти, которая еще характеризуется как простая, ассоциативная. Для такого вида образной памяти характерно неточное, частичное воспроизведение информации. Например, дети вспоминают только слог «СО», а двойка «забывается», называют «треугольник», не упоминая кружок внутри него. Это можно объяснить тем, что у детей с косоглазием и амблиопией сложнее идет формирование целостности образа объекта и как следствие дефицитарность дифференциации главных и второстепенных признаков предмета, недостаточность анализа и синтеза основных отличительных признаков. Также это можно объяснить изобилием наглядной информации без достаточных речевых разъяснений, что осложняет процессы восприятия и запоминания материала.

Только 10,0% детей с косоглазием и амблиопией запомнили более семи картинок и имеют высокий уровень развития образной зрительной памяти, т. е. можно говорить о наличии у них структурной памяти. Структурная память отличается от ассоциативной тем, что запоминание происходит не последовательно, а одновременно, путем объединения в некий целостный образ. У этих детей структурная связь позволяет симультанно (одновременно и целостно) представить всю информацию, проанализировать внутренние связи и произвести различные преобразования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Структура нарушенного развития
Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства осн. Закономерностей, как в случаях норм., так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все осн. Его свойства и признаки. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения этого процесса носят не случайный характер, а также имеют сво ...

Психологические условия успеха на переговорах
Существует ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ...

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительн ...