Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессоСтраница 4
Таким образом, ошибки при выполнении этого задания у детей свидетельствуют о несовершенстве их образной памяти, об отсутствии вспомогательных приемов запоминания, о несовершенстве зрительно-моторных координаций, о недостаточности умения анализировать форму образца, сличать свой вариант с образцом.
Во втором задании ребенку предлагалась таблица с картинками, которые необходимо было запомнить. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:
– первый (высокий) уровень – можно говорить о наличии хорошей образной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти могут быть легко компенсированы. Если линейная связь допускает только последовательный (в одном направлении) просмотр информации и последующее ее воспроизведение, то при структурной связи оказывается возможным не простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование.
– второй (средний) уровень – образная зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная;
– третий (низкий) уровень – образная зрительная память практически не развита. Однако наличие наглядной информации будет улучшать запоминание материала, но ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания информации.
Полученные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5 Успешность воспроизведения зрительных образов по памяти (количество в %)
Уровень |
Процентное соотношение детей |
Высокий |
10,0 |
Средний |
60,0 |
Низкий |
30,0 |
Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей имеют низкий уровень развития образной памяти. Дети путались в словесном обозначении предметов, искажая их смысловое содержание. Так, вместо кубика дети называли «молоток», вместо топора, бабочку называли «цветком». Это объясняется образным кодированием нечеткой зрительной информации о реальных объектах: ребенок запоминает не то, что видит, а тот образ, который у него при этом активизируется. При этом зрительные представления и их четкость зависят от того, насколько реально ребенок знаком с объектом и имеет чувственное представление о нем.
Большинство детей с нарушением зрения (60,0%) показали средний уровень развития образной памяти, которая еще характеризуется как простая, ассоциативная. Для такого вида образной памяти характерно неточное, частичное воспроизведение информации. Например, дети вспоминают только слог «СО», а двойка «забывается», называют «треугольник», не упоминая кружок внутри него. Это можно объяснить тем, что у детей с косоглазием и амблиопией сложнее идет формирование целостности образа объекта и как следствие дефицитарность дифференциации главных и второстепенных признаков предмета, недостаточность анализа и синтеза основных отличительных признаков. Также это можно объяснить изобилием наглядной информации без достаточных речевых разъяснений, что осложняет процессы восприятия и запоминания материала.
Только 10,0% детей с косоглазием и амблиопией запомнили более семи картинок и имеют высокий уровень развития образной зрительной памяти, т. е. можно говорить о наличии у них структурной памяти. Структурная память отличается от ассоциативной тем, что запоминание происходит не последовательно, а одновременно, путем объединения в некий целостный образ. У этих детей структурная связь позволяет симультанно (одновременно и целостно) представить всю информацию, проанализировать внутренние связи и произвести различные преобразования.
Другое по теме:
Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")
"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бескон ...
Понятие дедукции в широком смысле
Дедукция - это частный случай умозаключения.
В широком смысле умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение - заключение.
В зависимости от того, существует ли между посылками, и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В дедуктивном умозаключении эта связь опирается н ...
Приложения
Приложение 1
Методика "Беседа о школе " (Нежнова Т.А.)
Диагностические возможности: выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятие 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Материалы: 1\2 стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти парных одинаковых геометрических фигур.
Процедура проведения
Инструкция экспериментатору к фронталь ...