Психологические трудности
в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднююСтраница 1
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основной школе выражается в приспособлении к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения, в выработке новых стереотипов, что позволяет им преодолевать трудности и успешно овладевать учебной деятельностью. Если же процесс адаптации идет медленно, то у пятиклассников возникают дополнительные затруднения в усвоении учебных дисциплин, в общении с учителями, родителями и одноклассниками [7]. Школьная дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются "педагогически запущенные" несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих (аффективный и волевой уровни). Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками [15].
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения школьных психологов свидетельствуют о том, что во время перехода учащихся из начальной школы в основную ухудшается их психоэмоциональное самочувствие, что выражается в феномене эмоционально-личностной дезадаптации. Изменяются привычные условия школьного обучения, повышаются требования к пятиклассникам, что приводит к затруднениям в учебе и различным нарушениям школьных норм поведения. Всё это может быть причиной эмоционального неблагополучия ученика, свидетельствовать о несоответствии его психоэмоционального статуса требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным, и проявляться в школьной тревожности, фрустрации, агрессивности, детских страхах [25, с. 29].
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменения форм обучения происходят "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности поведения на уроках.
Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе на переходе из начальной в основную. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчётливо видит, как вырос каждый ребёнок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям ещё младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения [2,188]. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе "учитель-ученик" (Приложение1).
В своей практике я заметила, что родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость". По моему мнению, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы. Одну из причин перегрузок школьников в это время Б.С. Круглов видит в том, что "при разработке дидактических и методических средств обучения, последние ориентированы исключительно на учителя, который, хотя и творчески, но, тем не менее, репродуктивно переносит их на всех учащихся без учета их возрастных и индивидуальных особенностей развития" [21, с. 20-21].
Другое по теме:
Психологические подходы к старению
В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом прис ...
Анкетирование
Проведение анкетирования, выявило, что:
1. Исследуемая группа состоит из молодых людей в возрасте от 15 до 33 лет, преимущественно студентов и учащихся техникумов, а также работающих и школьников.
2. С возрастом анкетируемых в группе повышается и стаж участия в РД, что свидетельствует, о том, что приток нового народа в движение идет за счет школьников и учащихся в возрасте до 20 лет. В дальней ...
Составить характеристику индивидуально-психологических свойств личности на
основе тестов, увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
Этапы выявление соответствия индивидуальных психологических свойств к требованиям профессии.
1.Был проведен опрос экспертов. По результатам опроса выявлены профессионально важные свойства личности маркетолога.
Психограмма (психологический портрет профессии)
Св-ва личности Степень выраженности
1. темперамент; 7
2. характер; 8
3. способности; 10
4. направленность; 6
5. интеллектуальность; ...