Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 2

Психология » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю

В связи с переходом из начальной школы в основную учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям. Школьная тревожность по праву считается одним из основных факторов эмоционального неблагополучия учащихся. Это явление характерно не только для российских школ. Так, Д. Хамблин [14] отмечает, что у учащихся английских школ наблюдаются в этот переходный период стрессовые явления. Задачу учителя английский ученый видит в том, чтобы помочь учащимся мобилизовать свои силы и возможности на преодоление трудностей и неудач, способствовать безболезненной адаптации пятиклассников в основной школе.

Значительные трудности связаны с переходом выпускников начальной школы на кабинетную систему обучения. Переходы из кабинета в кабинет зачастую сопровождаются подъемом с этажа на этаж, что сокращает продолжительность отдыха во время перемены. Нередко учителя задерживают учащихся в классе после звонка с урока, что мешает учащимся другого класса войти в кабинет и подготовиться к уроку. В коридорах создается скученность. Следует отметить и гигиенические дефекты кабинетной системы обучения. Учебные помещения нередко не проветриваются. В нашей школе (СОШ№3) все перемены только по 10 минут, за которые дети должны успеть закончить предыдущий урок, найти другой кабинет, который может быть очень далеко, приготовиться, сходить в столовую, попить и т.д. Значит, ребенок совсем не отдыхает так, как он привык в начальной школе. Значительные трудности возникают при индивидуальном подборе мебели. Если в одних и тех же учебных кабинетах занимаются школьники с 5 по 11 классы, то несоответствие мебели росту учащихся достигает 80-90%. Рассмотренные дефекты кабинетной системы обучения отрицательно влияют на работоспособность детей.

Состояние дезадаптации школьников от перемены динамического стереотипа и стрессов при переходе в 5 класс может быть причиной перенапряжения, усталости пятиклассников. Хорошо известно, что успехи учащихся в учебной деятельности во многом определяются состоянием их здоровья. Частые заболевания выбивают из привычного ритма школьной жизни, а отсюда берут начало или еще больше усугубляются и негативные установки на школу, и снижение уровня и силы мотивации учения, и многие другие школьные "неприятности".

Большое значение имеет другой аспект адаптации, который связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания отношений с новыми учителями и одноклассниками. У школьников появляется новая потребность: быть не только субъектом предметной деятельности, но и утвердиться в сфере взаимоотношений, которые приобретают качественно иной, более "взрослый" тип.

Трудности во взаимоотношениях пятиклассников и учителей-предметников связаны с тем, что последние, как правило, плохо знают своих учеников и не учитывают в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности. По мнению Г.А. Цукерман, педагоги "крайне редко оказываются достойными партнерами 10-12-летних школьников в решении их важных задач развития и взросления и навязывают свои взрослые задачи" [26,с.18], что приводит к рассогласованию возрастных и педагогических задач.

Недооценка учителями и родителями роли общения в жизни младших подростков могут усугубить имеющиеся у учащихся трудности. Младшие подростки испытывают всё больше переживаний по поводу взаимоотношений со сверстниками и самореализации своего "Я" в нем и всё меньше - по поводу учения. С переходом младших школьников в основную школу, считает Л.И. Божович, изменяется не только "объективное положение ребенка, которое он занимает в жизни, но и его собственная внутренняя позиция, т.е. то, как он сам, благодаря истории своего развития, создавшей у него определенный опыт и определенные черты, относится к окружающим и, прежде всего, к своему положению и тем требованиям, которые оно к нему предъявляет" [3, с. 176].

Таким образом адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации играют хараткерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Экономическая идентичность, ее структура
Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, являющихся, согласно У. Джеймсу, центральными базовыми отношениями личности [11]. С ...

Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...

Депривация и ее виды
Последние несколько десятилетий проблемы родительской жестокости и пренебрежения нуждами ребенка стали предметом научного исследования различных специалистов во всем мире. В России интерес к этой теме возник сравнительно недавно, когда появились первые статистические данные о распространенности подобных явлений у нас в стране. В настоящее время отказ матери от ребенка в нашей стране имеет тенде ...