Общая характеристика работы
Страница 1

Актуальность темы дипломной работы. Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает огромной притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрирует ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы правления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей (асоциальная агрессия).

Изучение агрессии является важным вопросом на современном этапе. Исследованиями в этой области занимались многие известные психологи, такие, как А. Бандура, Д. Доллард, Л. Берковиц, Р. Уолтерс и многие другие. Были разработаны методики по выявлению и изучению различных видов агрессии [7; 9; 22; 40; 41].

Подростковый возраст является кризисным периодом в жизни человека, поэтому проявление агрессии в данном возрасте может привести к нежелательным последствиям как для самого ребенка, так и для окружающих людей, поэтому изучение взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте является весьма интересным вопросом в психологии и педагогике. Изучением способности к прогнозированию и планированию своей будущей деятельности в разное время занимались такие ученые, как А.А.Реан, Я.Л. Коломинский, А. Тоффлер, А.В Брушлинский, Э. Кестер, Ю.Н. Кулюткин, М. Мид, О.К. Тихомиров и др. Способность к прогнозированию, как мыслительная функция, по нашему мнению, должна способствовать снижению агрессивности, т.к. позволяет оценить последствия агрессивного поведения. Исследований взаимосвязи агрессии и способности к прогнозированию не проводилось, поэтому изучение этого вопроса, на наш взгляд, представляет практический интерес.

Цель исследования: исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме агрессии и способности к прогнозированию в подростковом возрасте.

2. Выявить уровень различных агрессивных проявлений у подростков.

3. Выявить уровень развития способности к прогнозированию у подростков.

4. Определить взаимосвязь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков.

Объект исследования: способность к прогнозированию и агрессия.

Предмет исследования: способность к прогнозированию и агрессия в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень агрессии у подростков.

Методологическая основа исследования: личностный подход, предложенный в работах С.Л. Рубинштейна, теория социального научения А. Бандуры, теория о речемыслительном прогнозировании А.В. Брушлинского.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ.

2. Метод тестирования (диагностический опросник агрессивных проявлений Басса – Дарки [40], методика "Прогностическая задача" Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой [48]).

3. Количественно-качественный анализ.

4. Методы математической обработки данных: хи-квадрат критерий Пирсона.

Теоретическая значимость полученных результатов. Впервые агрессия и способность к прогнозированию рассмотрена в едином ключе и исследована связь между ними. Также в дипломной работе рассмотрены основные подходы к изучению агрессии и способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии, дан анализ различных определений понятия "агрессия" и ее видов с позиций современной психологической науки.

Практическая значимость полученных результатов. Результаты, полученные в ходе дипломного исследования будут полезны учителям средних образовательных учреждений, психологам и социальным педагогам для разработки программ коррекции агрессивного поведения подростков, при формировании и развитии у них профессионального самоопределения, а также родителям подростков, дети, которых проявляют агрессивные качества. Эмпирическая база исследования: Изучение связи между уровнем способности к прогнозированию и уровнем агрессии проводилось среди подростков 13-15 лет. Испытуемые, общее количество которых 90 человек, являлись учениками 7-х и 8-х классов сш №3 города Несвижа.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Приложение 2), таблицах №1,2 и рис. №1,2,3. Таблица 1. Мотивационная готовность экспериментальной группы, декабрь 2008 г. № Мотивы Количество испытуемых ...

Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика: * Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. * Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. * Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, де ...

П.А. Рудик (1948)
В дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем в ...