Исследования взаимосвязи памяти и интереса
Страница 4

Таким образом, и во втором опыте испытуемые осуществляли познавательную, а не мнемическую деятельность.

Однако картинки и числа выступали здесь как бы в прямо противоположных ролях. В первом опыте предметом деятельности испытуемых были картинки, а числа были объектом только пассивного восприятия. Во втором опыте, наоборот: задача разложить числа по возрастающей величине делала их предметом деятельности, а картинки – только объектом пассивного восприятия. Поэтому нужно ожидать прямо противоположных результатов: в первом опыте должны были запомниться картинки, а во втором – числа.

Эта методика была приспособлена также для проведения группового эксперимента. Представленные данные группового эксперимента важны в том плане, что в данном исследовании влияния интереса на запоминание рассматриваются студенческие группы.

Индивидуальные эксперименты, охватившие 354 испытуемых, проводились со средними и старшими дошкольниками, с младшими и средними школьниками и взрослыми. Групповые опыты проводились с учениками II, III, IV, V, VI и VII классов и со студентами; в них участвовало 1212 испытуемых.

Как в индивидуальных, так и в групповых экспериментах исследовалось непроизвольное запоминание. Содержание задач в первом и втором опытах носило познавательный, а не мнемический характер [67,с.98]. Для того чтобы создать у испытуемых впечатление, что наши опыты не имеют отношения к памяти, и предотвратить появление у них установки на запоминание, мы выдавали первый опыт за опыт по мышлению, направленный на проверку умений классифицировать, а второй – за опыт по проверке внимания [67,с.98]. Доказательством того, что нам удавалось достичь этой цели, служило то, что в обоих опытах предложение экспериментатора воспроизвести картинки и числа испытуемые воспринимали как полностью неожиданное для них. Это относилось и к объектам их деятельности, и особенно – к объектам их пассивного восприятия (чисел – в первом опыте и изображений предметов – во втором) [67,с.99].

Показателями запоминания брали среднеарифметическое для каждой группы испытуемых. В надежности показателей убеждает крайне собранный характер статистических рядов по каждому опыту и каждой группе испытуемых, а также принципиальное совпадение показателей индивидуального эксперимента с показателями группового, полученными на большом количестве испытуемых [67,с.102]. Как в индивидуальных, так и в групповых экспериментах получились резкие различия в запоминании картинок и чисел в первом и втором опытах, причем во всех группах наших испытуемых. Например, в первом опыте у взрослых (индивидуальный эксперимент) показатель запоминания картинок в 19 раз больше, чем чисел (13,2 и 0,7), а во втором опыте числа запоминались в 8 раз больше, чем картинки (10,2 и 1,3) [67,с.104].

Основное различие в условиях этих опытов заключалось в том, что в первом опыте предметом деятельности были картинки, а во втором – числа. Это и обусловило высокую продуктивность их запоминания, хотя предмет деятельности в этих опытах и сама деятельность были разными. Отсутствие целенаправленной деятельности по отношению к этим же объектам там, где они выступали в опытах в роли только фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания [67,с.105].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страх ...

Неформальные группы, их существование.
Одной из главных проблем организации является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации. Сильные стороны – 1. большой штат сотрудников 2. у каждого сотрудника есть своя цель 3. цели работников совпадают с целями организации 4. чётко сформулированная стратегия 5. высококвалифицированные работники Слабые стороны ...

Составить характеристику индивидуально-психологических свойств личности на основе тестов, увязав ее с особенностями своей профессиональной деятельности
Этапы выявление соответствия индивидуальных психологических свойств к требованиям профессии. 1.Был проведен опрос экспертов. По результатам опроса выявлены профессионально важные свойства личности маркетолога. Психограмма (психологический портрет профессии) Св-ва личности Степень выраженности 1. темперамент; 7 2. характер; 8 3. способности; 10 4. направленность; 6 5. интеллектуальность; ...