Исследования взаимосвязи памяти и интереса
Страница 7

Последняя форма непроизвольного запоминания и была предметом многих исследований в зарубежной психологии. Такое запоминание получило название «случайного» запоминания. В действительности и такое запоминание по своей природе не является случайным, на что указывают и зарубежные психологи, особенно в исследованиях последнего времени [67,с.108].

Большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Между тем такое случайное запоминание составляет лишь одну, причем неосновную, форму непроизвольного запоминания [67,с.108].

Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой. Изучение его закономерностей представляет в связи с этим особенно большой теоретический и практический интерес.

На основе рассмотренной выше информации можно сделать вывод, что на самом деле запоминание информации человеком происходит посредством различных процессов и разными способами. Исследователи рассматривали, каким образом эмоции влияют на запоминание материала, и результатом исследований являлось подтверждение того факта, что эмоции имеют влияние на память. Таким образом становится понятно, что влияние интереса на память довольно часто встречающийся в повседневной жизни процесс, играющий значительную роль среди всех остальных когнитивных процессов человека.

Выводы

Память является жизненно важным процессом для человека, без нее существование потеряло бы всякий смысл, поскольку каждый день на нас обрушивается колоссальный поток информации, который необходимо проанализировать и сохранить. Но, имея память, не разделяющуюся на подвиды, сохранение окажется неполным. Для облегчения процесса запоминания существует разделение памяти на виды – зрительная, механическая, моторная, образная и т.д.

Многие авторы [5,36,42,46,70], изучавшие интерес, как отдельную структуру, определяли, что познавательная функция интереса является центральной. Этот факт дает основания полагать, что интерес имеет важную роль в успешном обучении человека, влияя на запоминание информации.

В то же время сохранение информации может происходить посредством определенных усилий человека. В этом случае определяющее место имеет интерес к запоминаемым объектам. И соответственно от степени заинтересованности в объекте запоминания будет различно и то, насколько хорошо запомнилась информация. Естественно, что мальчик, посещающий спортивную секцию и главной сферой интересов которого является футбол, легче запомнит счет прошедшего в минувшее воскресенье футбольного матча, чем дату какого-либо исторического сражения, о котором он прочитал в учебнике истории в то же воскресенье.

Существуют исследования взаимосвязи памяти и интереса, открывающие перед нами различные аспекты данной проблемы. В этих исследованиях проявилась зависимость количества запоминаемой информации от отношения к этой информации. В частности проводилось исследование по влиянию эмоций на запоминание материала, в результате которого было доказано, что эмоции имеют значительное влияние на количество сохраненной информации.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Формирование внимания у младших школьников
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свой ...

Университетские профессора психологии
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профессиональные занятия не требовали обращения к психологии. К ней их влекла логика научного поиска в своей предметной области. Наряду с ними психология стала предметом специального изучения и преподавания на университетских кафедрах философии. Здесь не сложилось новаторских концепций и школ в области психологии. Тем н ...

Психология в России в советский и постсоветский периоды (Политическая история психологии)
Традиционно история психологии своим предметом имела развитие научных исследований и школ, творческий путь выдающихся ученых, их вклад в психологическую науку. При этом, разумеется, принимались во внимание экономические условия, в которых осуществлялась деятельность психологов. Нельзя представить существование науки в социальном вакууме. Она всегда отвечала на вызов времени. Промышленная революц ...